О «Связи на Русском Севере» замолвите слово…

О «Связи на Русском Севере» замолвите слово…

Десять лет назад Издательский дом «Коннект» провел первую конференцию «Связь на Русском Севере». Идея была простая – собрать всех причастных и обсудить, что происходит на местах. Да, неплохо было бы и Минкомсвязи привлечь, но тут уж как получится. Так думалось тогда. Последняя так и не привлеклась, но иногда захаживала Россвязь, правда, все больше с приветствиями. Да и не о них речь. В конце концов, как не было единой взвешенной увязанной между ведомствами политики государства в области связи в Арктике, так и нет. А связь есть.

Какая? Да самая разная. Но обо всем по порядку.

Сегодня многие не помнят о том, что десять лет назад до большинства северных регионов, до крупных городов, даже не до побережья, не было нормальных магистральных каналов. Знаковым в свое время стал «Северный оптический поток» Ростелекома, который соединил в единую сеть материковую Россию, через Урал, с городами западносибирской «матрешки». Поначалу цены были «конские» (запредельные), но вскоре они стали более человечными, спрос на трафик постоянно увеличивался. Постепенно ВОЛС ползли на север все выше и выше. Сегодня оптоволоконными линиями охвачены все значимые города и городки на Крайнем Севере. Да, есть медвежьи углы, где кабель не появится никогда, но это не значит, что там нет связи.

После больших проектов прокладки наземных ВОЛС пришла пора подводных линий. Помнится, фантастикой представлялись проекты ПВОЛС от материка до Сахалина и далее до Магадана и Камчатки. А на фоне разговоров про Поларнет фантастика больше напоминала фантазии. Но ничего, проложили. Потом еще и вдоль Курил пробросили, а сейчас вдоль Камчатки и Чукотки прокладывают…

Уже не десяти-, а двадцатилетние разговоры про ПВОЛС от Мурманска до Токио пока ни к чему не привели. Конечно, было очень интересно обсуждать, планировать, как, кто и когда это сделает. Был Мегафон с аналогичным проектом, потом еще… Но воз и ныне там. И скорее всего, не скоро сдвинется с места.

Несколько слов об операторском бизнесе. Проведена огромная работа и федеральными, и местными игроками. В городах ситуация в этой сфере уже мало чем отличается от положения дел в средней полосе России. При этом постоянный фон всех операторских проектов – вечный стон об их нерентабельности, низком спросе, огромных издержках, низкой маржинальности и т. д. и т. п. Тем не менее сети построены, население несет денежку, операторы зарабатывают и не слышно о том, что кто-то откуда-то уходит. Более того, вокруг промышленных объектов разворачиваются Private LTE-сети.

Долгие годы одним из драйверов развития связи на Русском Севере оставалась спутниковая связь. Широкое распространение VSAT, освоение Ка-диапазона двигало ее вперед. До сих пор основу многих корпоративных сетей в регионе составляют спутниковые каналы. После насыщения рынка встал вопрос о спутниковой подвижной связи, заточенной для работы в высоких широтах. И вот уже не первый год, не два и даже не три профессиональное сообщество ожидает группировки на высоком эллипсе. Кажется, недавно что-то сдвинулось с мертвой точки, и государство решило – надо. Будем надеяться, что этот затянувшийся проект будет наконец реализован. Станет ли он драйвером развития связи в регионе – покажет время. Операторы и ранее отмечали, что есть вопросы со спросом. Но в текущих условиях, с непонятными перспективами на будущее иностранных операторов, скорее всего, спрос обеспечат.

Особого упоминания заслуживает радиосвязь. Практически не осталось ниш для КВ-, УКВ-, СВ-связи в нашем народном хозяйстве. Или говорят, что не осталось. На самом деле, все десять лет значительная группа энтузиастов пытается убедить сообщество, что связь эта и экономичная, и критичная, и не имеющая замены. Почему новых проектов в этих диапазонах почти нет, старые передатчики постепенно выводятся из эксплуатации, остается неясным.

Большие надежды связываются с промышленностью. И небезосновательно. Преимущественно добывающая промышленность, да и транспорт тоже, хорошо понимали значение связи в условиях севера и не экономили. Именно они инициировали проекты по созданию ПМР, строили КСПД на спутниковых каналах, даже занимались операторским бизнесом и прокладкой ВОЛС, как, например, Норникель. В последнее время, на фоне цифровизации, требования к каналам связи подскочили, есть надежда, что это придаст дополнительный импульс развитию связи в регионе.

Огромные подвижки произошли в хозяйстве энергетиков. Сегодня практически все ЛЭП одновременно являются ВОЛС и обслуживают корпоративные потребности в сфере связи.

Пару слов стоит сказать и о транспорте. За последние годы инициированы ряд проектов, которым нужна своя связная инфраструктура. Например, Северный широтный ход потребует создания не одной подсистемы связи. Начинается строительство ветки от Ольгинского месторождения в Якутии. Своей очереди ожидает железнодорожная магистраль Белкомур. Собственные сети разворачиваются в портах, в той же Сабетте, в северных аэропортах. Госкорпорация по организации воздушного движения заканчивает глобальную модернизацию своей сети связи.

Многое завязано на Севморпуть, его развитие и увеличение трафика. Стоит напомнить, что десять лет назад в этот маршрут многие не верили, а он уже показывает рост в четыре раза по сравнению с советскими временами. На него завязана также наземная инфраструктура: порты, поселки, подъездные наземные и водные пути, логистика и т. д. Последние несколько лет активно обсуждается идея создания единого информационного пространства как на море, так и на берегу вдоль Севморпути. Для того и нужна связь, причем разная. А на горизонте и беспилотные суда маячат… В прямом смысле слова.

Социальная сфера, пусть в меньшей степени, но тоже оказывает свое влияние. Повышение требований к универсальной инфраструктуре связи в удаленных населенных пунктах, подключение ФАПов, школ и т. д. тоже создает спрос. Стоит напомнить о немалом пути, пройденном от таксофона на столбе и компьютера в отделении почты до современного набора универсальных услуг, с обязательным ШПД и сотовой связью.

Появляются и совсем новые факторы. В частности, идет эксперимент по особому правовому режиму использования БПЛА. В скором времени можно ожидать широкого применения подобной техники в интересах добывающих компаний, служб спасателей, Почты России и т. д. В частности, это обусловлено отсутствием ограничений и барьеров для подобной практики применения БПЛА в городах-миллионниках. Напомним, что для управления БПЛА тоже нужна связь и связь крайне надежная.

В общем, жизнь не стоит на месте. Проектов и идей хватает. Да и спрос на услуги связи по-прежнему высокий. Серьезным вызовом станет проблема импортозамещения. Как известно, в телекоммуникациях у нас не все так радужно, как в сфере софта. Но кое-что все-таки делается. По крайней мере, в области радиосвязи определенные достижения есть, и техника кое-какая имеется. Хотя всего этого пока недостаточно.

Недавно государство заявило о планах создания трансарктического оператора связи. Очевидно, это еще одна попытка формирования единого бесшовного инфокоммуникационного поля вдоль Севморпути и на территории Арктики в целом. Что же, пожелаем удачи, которая точно понадобится. И речь здесь не о технике, а скорее, о межведомственном взаимодействии.

В рамках колонки невозможно рассказать обо всех идеях, прозвучавших за десять лет работы конференции. Связистами пройден большой путь, многие вопросы, актуальные десять лет назад, уже решены. Но появляются все новые задачи, которые требуют обсуждения и освещения. Хочется верить, что конференция «Связь на Русском Севере» сохранит свою актуальность и востребованность, останется «скрепой» для связистов Русского Севера.

Приглашаем всех желающих присоединиться к нам 20 октября.

Подробности на сайте www.связьнасевере.рф.