«Мы – четвертая власть и должны нести правду»: эксклюзивное интервью с гендиректором ИД «Аргументы и Факты» к 45-летию первого номера издания

В этом году издательский дом «Аргументы и факты» отмечает 45-летний юбилей с момента выхода в печать первого номера легендарной и популярной газеты. Начав свой путь как советский информационный бюллетень для агитаторов, «АиФ» превратился в крупнейший общественно-политический еженедельник страны, который каждую неделю берут в руки свыше 6,4 миллионов человек*. Сегодня это одно из самых популярных российских изданий за рубежом и абсолютный рекордсмен по тиражу: в 1990 году газета попала в книгу рекордов Гиннеса как издание с самым большим тиражом в истории. Этот рекорд не побит до сих пор.

«Мы – четвертая власть и должны нести правду»: эксклюзивное интервью с гендиректором ИД «Аргументы и Факты» к 45-летию первого номера издания
© Мир24

О том, как скромный информационный бюллетень достиг такого уровня и есть ли универсальный рецепт идеальной газеты и сайта, а также секретные ингредиенты и приправы для лояльности аудитории, в эфире программы «Евразия. Дословно» рассказал генеральный директор Издательского дома «Аргументы и факты» Руслан Новиков.

- Здравствуйте, Руслан Юрьевич! 45 лет назад вышел первый номер «Аргументов и фактов». Какие главные вехи в истории издания Вы бы выделили?

Руслан Новиков: «АиФ» был создан в 1978 году как ежемесячный выпуск бюллетеня для лекторов, пропагандистов и политинформаторов и выглядел как некий дайджест – бумажный агрегатор – с самой интересной и эксклюзивной информацией, которой агитаторы делились с народом.

Первым историческим вызовом для издания стало то, что оно распространялось только по закрытой подписке и было не доступно широкой аудитории. Но в 1982 году произошла смена модели распространения, а также контентного наполнения и выход к массовому читателю. Это стало прорывным моментом в жизни «АиФ». В 1990 году еженедельник вошел в книгу рекордов Гиннеса за самый большой тираж в истории человечества: 33 441 100 экземпляров с числом читателей свыше 100 миллионов человек. Этот рекорд не побит до сих пор.

Главный вызов далее – это оставаться лидером, удерживать эту позицию долгое время. По сей день «АиФ» – крупнейший общественно-политический еженедельник страны. При этом мы с Вами знаем, что большинство из нас вообще не думают, что газеты до сих пор существуют и кто-то платит за возможность прочесть их. Я называю это «синдромом Садового кольца». А ведь газеты не просто существуют, их ждут, выписывают и покупают миллионы людей и это сверхлояльная аудитория. Издательские дома сегодня – это фабрики уникального контента, производимого издателями и затем доставляемого потребителям на бумаге и в цифре. И «АиФ» – фабрика уникального контента номер один в России. Наши мультимедийные возможности уникальны и разнообразны.

- Не задумывалась над этим, но сейчас понимаю, что люди, которые покупают газету, действительно читают ее от первой до последней страницы и «голосуют» рублем.

Руслан Новиков: Да, все так. На сегодняшний день чтение газеты – это самое дорогое потребление контента. Экземпляр газеты стоит около 50 рублей (небольшая разница в стоимости зависит от способа доставки, региона и т.д.). Это примерно 2 часа чтения. Если мы умножим цену на 4 недели, то за 200 рублей можно альтернативно купить большой объем телесмотрения с музыкой и книгами. Но люди приобретают газету, подписываются на газету. Естественно, что человек, который приобретает этот контент и «голосует» за него рублем, очень лоялен к нему, он всегда прочитывает еженедельник от корки до корки. И мы очень ценим и дорожим этой лояльностью.

- Современный «АиФ» – это не только газета, но и другие платформы. Какие цифры, какие результаты радуют лично Вас?

Руслан Новиков: Вы совершенно правы. Сайт AiF.ru входит в число крупнейших российских СМИ, по данным Liveinternet и Mediascope. В январе 2023 года ежемесячная посещаемость сайта превысила отметку в 42 миллиона пользователей, по данным Liveinternet. Сеть региональных сайтов AiF.ru растет, в этом году их уже 63.

Кроме того, мы активно развиваемся в соцсетях. По данным на апрель 2023 года, суммарный охват «АиФ» в соцсетях за год увеличился на 200%. В «Дзене» аудитория выросла на 55%, во «ВКонтакте» – на 25%. Охват аудитории в «Дзене» в апреле 2023 вырос в 12 раз по сравнению с прошлым годом и составил более 42 миллионов, во «ВКонтакте» и «Одноклассниках» охваты стабильно более 30 и 40 миллионов в месяц соответственно.

Аудитория Telegram-канала за год увеличилась на 70%, на сегодня она составляет 48 тысяч подписчиков. Охват Telegram сейчас около 20 миллионов человек. В ежемесячных рейтингах Telegram канал «АиФ» находится в топ-10 новостных каналов сети в разделе «Новости/СМИ».

- Какие еще издания сегодня входят в обширную сеть «Аргументов и фактов»?

Руслан Новиков: Издательский дом «Аргументы и факты» развивает региональные и тематические издания: «АиФ. Здоровье» и «АиФ. На Даче», является издателем окружной газеты «На Западе Москвы» и «За Калужской заставой».

Региональная сеть AiF.ru – одна из крупнейших в стране. 63 редакции в России и 11 за рубежом. Это преимущество позволяет ресурсу помимо качественной аналитической информации, экспертных оценок, комментариев по важным событиям в стране и мире оперативно предоставлять читателю эксклюзивные материалы от региональных корреспондентов.

Еженедельник распространяется по подписке в странах СНГ, Балтии, Западной Европе, США, Канаде, Австралии, Израиле. «АиФ» сегодня – это крупнейшее русскоязычное издание за рубежом.

Кстати, ряд исследований по СМИ свидетельствуют о том, что чем выше уровень жизни, тем важнее локальный контент для человека. Их меньше начинает беспокоить Гондурас и больше начинает беспокоить, что происходит у них во дворе, на улице, в микрорайоне, в городе, в деревне, в селе. Это нормально. Именно поэтому нам так важно сохранять полноценные региональные полосы газет, полноценные региональные сайты.

Кроме всего прочего, у нас есть интереснейшие мультиплатформенные спецпроекты на самые разные темы, такие как: история, мировая и российская культура, государственные программы, наука, туризм, демография, технологический суверенитет и многое-многое другое. Журналистам «АиФ» всегда удается интересно подать их, используя видео, фото, лонгриды, специальные разделы в газете и на сайте, путеводители и даже уличные фотовыставки. Ну и, конечно, важную роль в жизни ИД «АиФ» играет работающий на полную мощность пресс-центр, где регулярно проводятся разнообразные деловые и пресс-мероприятия.

- У Вас в «АиФ» ведь ценится экспертная журналистика. Почему Вы делаете на ней акцент?

Руслан Новиков: В ДНК «АиФ» миссия помогать, быть рядом со своим читателем. Помочь в жизненной ситуации, помочь аналитикой, помочь алгоритмом действий или предоставлением точной проверенной информации по важным вопросам. По сути, исторически «АиФ» – это правильный ответ на любой вопрос читателя. И ответы для читателей всегда добывались исключительно из первых уст тех, кто отвечает за ту или иную сферу жизни людей. Первые лица, министры и чиновники любых рангов, представители бизнеса любого калибра, эксперты, звезды шоу-бизнеса и т.д. Ответ эксперта или ответственного лица – это самый короткий путь к получению достоверной информации и к уверенности людей в своей правоте, а значит – верный ориентир в информационном пространстве.

Наша экспертная журналистика в сложных и дискуссионных материалах всегда предлагает два (или несколько разносторонних) мнения, соблюдая один из основных законов журналистики.

- Как вы обеспечиваете достоверность информации? Какие есть обязательные правила проверки фактов?

Руслан Новиков: Помимо того, что редакция обладает доступом практически к любому эксперту или представителю власти, ведомствам и проч., в «АиФ» еще задолго до появления дискуссий о фейк-ньюз и фактчекинге работало серьезное «бюро проверки». На полосах «АиФ» просто не могло и не может выйти никакой непроверенной информации, домысла или предположения. Только проверенная информация, только уточненная.

Профессиональный журналист – это настоящий защитный барьер на пути распространения непроверенной, недостоверной или иногда сознательно искаженной информации из мессенджеров и социальных сетей. На какое-то время аудитория забыла об этом. Но начало пандемии моментально показало спрос на достоверную информацию по ковиду. Рост доверия к крупным СМИ был стремительным.

Мы же с вами – четвертая власть! Мы те, кто должен нести правду, нести проверенную информацию; те, кто должен на одном языке разговаривать с людьми, формировать новое контентное будущее, когда от фейков, сплетен и пустых разговоров мы придем к полноценному, доброму, правильному контенту, который будет нас делать лучше. Как прекрасные произведения литературы, искусства, музыки. Мы же делаем то же самое. Мы же делаем те же буквы и собираем из них слова – значит, эти слова должны делать людей лучше, добрее.

- А как Вы для себя объясняете, почему некоторые люди так искренне верят фейкам и слушают поверхностных блогеров?

Руслан Новиков: Мне кажется, сейчас этот тренд ушел (опять же, с приходом ковида). Отчасти, это ограничивалось досужими разговорами и общением в соцсетях, где люди обсуждали «горячие» подробности, далекие от них самих. Но как только пришел ковид и мир накрыла пандемия, крупные популярные бренды традиционных СМИ стали лидерами доверия: людям стали нужны не «жареные» факты и сплетни, не жизнь других, тайная и явная, когда речь зашла об их собственных жизни и здоровье. И выяснилось, что контент, касающийся собственной жизни и безопасности читателя, должен быть максимально достоверным и только проверенным.

- «АиФ» – издание с самым большим подписным тиражом в России. Расскажите, как за последние годы изменились способы доставки газет? Выписывают ли их по привычке? Или чаще читают онлайн?

Руслан Новиков: За последние годы способы доставки не изменились, но возможности расширились. Традиционный способ – это подписка на почте. Часть нашей аудитории предпочитает этот вид доставки – как продолжение семейной традиции. Но пандемия и цифровизация процессов внесли свои коррективы: очень популярной стала подписка через интернет, на сайте. Мы предоставляем нашим читателям все возможные современные способы подписаться и не пропускать ни одного свежего номера, но по-прежнему больше всего подписываются через почту.

Особенно выгодно подписаться на почте в периоды, когда «АиФ» и Почта России организуют льготную подписку. Есть несколько таких периодов в году. Во-первых, досрочная подписка на первое полугодие следующего года: 1 июля – 31 августа. Во-вторых, всероссийская декада подписки: первая декада апреля, первая декада июня, первая декада октября и первая декада декабря. И, наконец, досрочная подписка на второе полугодие текущего года: 1 февраля – 31 марта.

- Сегодня информационное поле такое широкое, что никого ничем не удивить. Но есть ли что-то, что не меняется с годами и остается ценным для Вашего читателя? Например, свежий кроссворд в каждой газете – это еще актуально? Какие еще неотъемлемые черты «АиФ» остаются неизменными?

Руслан Новиков: За время работы над выпуском газеты сложился некий уникальный и идеальный рецепт, в котором каждый ингредиент очень важен, включая специи, приправы и соус. Может меняться стиль подачи – например, сейчас в газете очень много качественных иллюстраций, коллажей, любопытной и актуальной инфографики, отсылов на видео, фотогалереи и более развернутые тексты на сайт aif.ru через QR-коды. Но неизменны и традиционны рубрики, разделы, авторы, актуальность и экспертность подачи материалов. Традиционно еженедельник состоит из разделов: «Главное» (о ситуации в стране и мире, о политике), «Экономика», региональная вкладка (в Москве раздел называется «Москва»), «ТВ-программа», «Общество» (социальные темы, образование), «Здоровье» и «Свободное время» (это материалы о культуре, туризме, судьбах интересных людей – сюда же входят и кроссворды). Что касается кроссвордов, то читателю «АиФ» они были интересны всегда, и интерес этот не пропал до сих пор. Это, безусловно, не основной элемент еженедельника, но обязательное для аудитории дополнение.

У нас был период, когда мы хотели модернизировать раздел с ТВ-программой. Удивительно, какой вал обратной связи мы сразу же получили от читателей. Вернули ТВ-программу в привычный для читателей вид и до сих пор не трогаем этот раздел.

- Мне кажется, что Вы рассказываете про мамин борщ.

Руслан Новиков: Да. Но тут сложнее, понимаете? В мамином борще всегда одни и те же ингредиенты. А в газете так не получится. То есть количество ингредиентов должно сохраняться, но все они должны быть разные каждый раз. Мы не можем сделать одну и ту же полосу «главное», одну и ту же политику, одну и ту же экономику, одно и то же здоровье, один и тот же спорт. Это каждый раз новый продукт, каждый раз из новых ингредиентов, но в результате должен получиться любимый борщ. Было бы идеально: сделал один борщ и каждую неделю его поставляешь. Но, нет, в этом и уникальность издательского дела – с помощью разных ингредиентов, приправ, соусов каждый раз готовить по классическому рецепту такое блюдо, чтобы на выходе было свежо, вкусно и всегда хотелось добавки.

- Как вы отслеживаете, что нравится и не нравится читателям? Только за счет писем?

Руслан Новиков: Периодически мы проводим большие исследования по восприятию нашего издания аудиторией. Плюс, на постоянной основе анализируем обратную связь читателей.

В результате обработанной информации редакция может вносить изменения: вводить дополнительные рубрики, увеличивать или уменьшать объем того или иного раздела. Так, например, в ответ на запрос аудитории в нашем издании появилась полоса «Антистресс», где публикуются интересные факты, забавные открытия ученых, «легкие» интервью со звездами, юмористические колонки. Такая полоса полюбилась нашим читателям и теперь выходит в еженедельнике на постоянной основе.

- Какие основные читательские запросы Вы бы выделили?

Руслан Новиков: Читательские предпочтения – это вся жизнь, которая окружает человека. Новости, большой интерес к аналитике. Здоровье и потребительская информация, культура и спорт. Путешествия, кухня, автомобили. Обязательно локальные новости и события. Читатель «АиФ» – это самый массовый читатель, и сегмент, в котором работает «АиФ», неслучайно называется GI (general interest – общий интерес). Но совершенно точно в настоящее время мы отмечаем запрос наших читателей на патриотичные материалы. У нас очень патриотично настроенная аудитория.

- Мне кажется, что раньше письма в редакцию – это было целое поле идей и мнений. А сейчас все больше анонимных комментариев. Вам хватает обратной связи от современного читателя?

Руслан Новиков: В плане обратной связи и обработки этой информации «АиФ» – уникальное издание. Еще до появления интернета «АиФ» получал письма от читателей тысячами. Все они непременно прочитывались (у нас даже был специальный «отдел писем»), а самые популярные и важные вопросы мы адресовали экспертам, и их ответы публиковались в газете.

Несколько раз в год редакция выпускала супер-номера «АиФ», которые целиком состояли из ответов на вопросы читателей. Таким образом «АиФ» стал прародителем интернет-форумов, хотя читатели ждали ответов как минимум неделю – по нашим сегодняшним меркам это очень долго.

Сейчас все происходит гораздо быстрее, но обратную связь и мнение читателя мы по-прежнему ставим в приоритет. Бумажные письма до сих пор получаем, но в меньших объемах, также обрабатываем запросы, поступающие через сайт, по электронной почте и в наш колл-центр (тоже востребованный формат).

А для получения оперативных данных о запросах читателя и, самое главное, для учета оценки читателем каждого нашего выпуска газеты мы десять лет назад создали уникальное исследование. И проводим его на постоянной основе. Это телефонные интервью. Более 200 человек еженедельно отвечают на вопросы: какие материалы номера понравились, какие оказались полезными, какие готовы порекомендовать к прочтению родным/друзьям/коллегам и т.д. Кроме того, читатели сами говорят нам, о чем и о ком они хотели бы прочитать. Вся эта информация обрабатывается и поступает в редакцию – эти данные учитываются при формировании следующего номера.

В списке лидеров всегда присутствуют материалы об истории нашего автора Константина Кудряшова, репортажи из зарубежья корреспондента Георгия Зотова, авторские статьи Вячеслава Костикова и материалы из раздела «Судьбы» (статьи о судьбе знаменитых и выдающихся людей – инженерах, космонавтах, спортсменах, писателях, деятелях культуры и др.).

С анализом диджитал-аудитории и ее предпочтений все гораздо проще: мы смотрим на количество прочтений материалов и времени, которое читатель тратит на прочтение – видим, дочитан ли материал до конца. В интернете все прозрачнее. Эти данные тоже анализируем и передаем в редакцию.

Запросы читателя сайта несильно отличаются от читателя газеты. Предпочтения те же, но отличия все же есть. Например, если в газете читатель отдает предпочтение большим, объемным материалам и интервью, то на сайте ему гораздо удобнее прочитать 4-5 отдельных коротких публикаций или новостей, или «вопрос-ответов» на ту или иную тему.

- Несколько лет назад работа в газете после вуза считалась отличным стартом карьеры. Сегодня есть курс «Мастерская «АиФ» в МГУ. Туда сложно попасть?

Руслан Новиков: Данный курс существует уже пять лет. Попасть в число его слушателей может любой студент журфака МГУ, запись происходит в начале каждого учебного года, а информация о курсе рассылается деканатом. В течение года студенты посещают не просто лекции раз в две недели. Это настоящие практикумы с возможностью окунуться в реальную работу СМИ. Мы делимся настоящим опытом, без отрыва от реалий сегодняшнего дня. Студенты знакомятся с работой всех подразделений медиакомпании, имеют представление обо всем производственном цикле и не только. Те, кто был у нас на «Мастерской», проходят практику, пишут в газеты и на сайт, практикуются в работе с соцсетями.

- А для издания потребность растить кадры – важная часть успеха?

Руслан Новиков: Растить – это продолжать, передавать опыт, сохранять качество, стремиться закрепить лучшие традиции. Это миссия, и это выше «части успеха». Это ответственность за будущее и вклад в будущее.

- Знаю, что с 2005 года работает фонд «АиФ. Доброе сердце». Какую помощь он оказывает? Скольким людям уже удалось помочь?

Руслан Новиков: Благотворительный фонд «АиФ. Доброе сердце» был создан в 2005 году по инициативе «АиФ». Его изначальной целью была помощь пострадавшим после теракта в Беслане. За эти годы фонд привлек 967 миллионов рублей, чтобы более 10 тысяч человек со сложными диагнозами получили необходимую помощь.

Фонд 18 лет помогает тяжелобольным детям и взрослым из разных регионов России с получением качественной медицинской помощи, оплачивает операции и лекарства, реабилитацию и медоборудование. И одним из первых в российском благотворительном поле начал развивать проекты по всесторонней поддержке подопечных семей, предоставляя юридические, психологические и медицинские консультации.

* «АиФ» сегодня – это газета-лидер среди российских еженедельников по аудитории, подписке и качеству тиража. Читательская аудитория одного печатного номера составляет более 6,4 миллионов человек. Полугодовая аудитория – 22,4 миллионов человек (согласно данным Mediascope, исследование NRS-Россия, города 0+, население 16+ за период с декабря 2022 года по апрель 2023 года). Реклама, 4CQwVszH9pUkKBdCyPZ АО «Аргументы и Факты» www.aif.ru