"Мы видим, во что превращаются памятники, которые не востребованы населением"
Участники форума "РЕБУС. Экономика строительства в историческом центре" договорились о либерализации законодательства по ОКН
"Те объекты, которые реализуются за 1 рубль, означают одно — мэр уговорил сильного девелопера взять этот памятник на себя, иначе он развалится", — критиковала исполнительный директор РГУД Елена Бодрова действующий запрет на приватизацию объектов культурного наследия в стране (введен в 2014 году с изменением ФЗ №73). В заключительный день международного форума "РЕБУС. Экономика строительства в историческом центре" представители органов федеральной власти, девелоперы и эксперты приняли итоговую резолюцию, предполагающую либерализацию федерального законодательства в области объектов культурного наследия. Предложения направят в комиссию Госсовета РФ по направлению "Строительство, ЖКХ и городская среда".
Пойти по пути "теории малых дел"
Итоговая резолюция с предложениями по вовлечению в оборот объектов культурного наследия заняла 6 страниц, сообщил министр строительства архитектуры и ЖКХ РТ Марат Айзатуллин. Предложения разрабатывали участники трех рабочих групп, опираясь на лучшие практики сохранения исторического наследия в Казани, Нижнем Новгороде и Вологде.
Итоговый вариант в области правового регулирования изложил заместитель руководителя комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Санкт-Петербурга Алексей Михайлов. Суть сводится к тому, чтобы смягчить режим охраны ОКН посредством внесения поправок в федеральный закон "Об объектах культурного наследия".
С этой целью подготовлено 6 основных предложений, которые предполагают корректировку порядка предмета охраны границ исторических поселений, взятие на вооружение методики оценки ЮНЕСКО при оценке исторической ценности памятников архитектуры и истории.
— Сначала договорились о революции федерального закона №73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", но решили этого не делать. А пойти по пути "теории малых дел", — пояснил Михайлов.
"Исторический центр должен иметь преференции, как ТОСЭР?"
Среди новаций — паспортизация всех исторических объектов, расширение функционала их использования. Кроме того, есть идеи ввести реестр архитекторов, которые могут получить право на проведение работ по восстановлению ОКН.
Введение налоговых льгот и преференций для инвесторов объектов культурного наследия не поддерживает Счетная палата. Аудитор СП Наталья Трунова считает, что льготы должны приносить экономическую отдачу, а здесь ее сложно будет оценивать.
— У нас до сих пор нет единого понимания эффективности. Мы все-таки за сохранение или за эффективность? — обратилась она к залу.
По ее словам, введение льготного налогового режима, подобному ТОСЭР, на исторических территориях не совсем понятно: "Исторический центр должен иметь те же преференции как ТОСЭР? Но тогда надо выделить его эффективность. Мы хотим выжать всю эффективность, или мы все-таки подходим с пониманием того, что это проект на 20-25 лет", — отметила она.
"Есть выдуманные памятники архитектуры"
Депутат Госдумы Владимир Кошелев (основатель самарской девелоперской корпорации "Кошелев") напротив уверен, что нужно искать финансовые условия для вовлечения "всех памятников в экономику города":
— Сейчас мы видим, во что превращаются памятники, которые не востребованы населением. Это превращение в мертвые зоны, что наносит ущерб городу. На это печально смотреть, — заявил он.
При этом он горячо поддержал идею проведения полной ревизии ОКН. По его мнению, среди них есть мнимые памятники, которые не представляют исторической ценности. В то же время, по его словам, эту работу нужно провести тщательно:
— Есть другая проблема — девальвации памятников. Сейчас нужно провести ревизию всех памятников архитектуры. Есть выдуманные памятники архитектуры, которые не имеют отношения к реальным ценным памятникам. Это серьезная проблема, потому что есть паразиты, которые девальвируют понятие исторического наследия и препятствуют воссозданию ОКН.