СПЧ: Как отменить слежку за пользователями в интернете
Когда из-за морозов школы Якутска перевели на дистант, родители начали жаловаться: во время уроков у детей всплывает спам. С рекламой отелей, продуктов и аукционов артефактов из мамонтовой кости взрослые мирились. Когда же 10-летняя девочка получила скидку на приобретение "Набора новорожденнного", а у ее ровесников-мальчиков начали всплывать окна с призывами "постучаться" на сайт экстремисткой АУЕ (экстремисткая организация, запрещенная в РФ), родители забеспокоились.
- Утечка персональных данных перешагнула этап роста кибепреступности в сети, она развивается в направлении анализа поведения пользователей с тем, чтобы создать его цифровой портрет, - считает заместитель гендиреткора ВГТРК Рифат Сабитов. - Так на основе собранных персональных данных рекомендательные алгоритмы начинают оказывать влияние на пользователя, втягивая его в расходы и деструктивные группы в соцсетях.
Как считают авторы доклада СПЧ и Общественной платы, это возможно потому, что иностранные ИТ-гиганты по-прежнему не соблюдают российские законы. Кроме того, ссылаясь на добровольный сбор информации в рекламных целях, что позволяет ИТ-площадкам развиваться, они делают алгоритмы рекомендательных сервисов непрозрачными. Под терминами "персонализированная реклама" и "рекомендательные алгоритмы" скрыт сбор информации о персональных данных пользователя. Как считают авторы доклада, пока не поздно нужно вводить контроль за рекомендательными алгоритмами интернет-платформ. И такая работа идет - законопроект о регулировании рекомендательных сервисов дорабатывается.
- Есть риск, что иностранные компании смогут требования закона обойти, - полагает один из соавторов законопроекта, депутат Госдумы Антон Горелкин. - Появление ограничителей в рекомендательных алгоритмах создаст ситуацию неравной конкуренции российских и зарубежных сервисов. Иностранцы в существующей геополитической ситуации могут позволить себе не выполнять требования закона, а нашим игрокам придется тратить определенный ресурс. Надеюсь, что скоро законопроект будет доработан и принят, по пока сложно говорить о датах.
С Антоном Горелкиным согласилась старший научный сотрудник Института права цифровой среды НИУ ВШЭ Наталия Ковалева, отметив, что вопрос регулирования рекомендательных алгоритмов нуждается в особой осторожности. И тут, по ее мнению, уместно извлекать пользу из изучения международного опыта. В пример эксперт привела опыт Китая, где с 2022 года действует закон, который запрещает онлайн-платформам рекомендовать фейковые сообщения и прописывает право пользователей управлять алгоритмом, изменяя его параметры, или вовсе отказаться от него. По этому же пути идут США. Там разрабатывают закон об уголовной ответственности ИТ-площадок, если они использует алгоритмы или другую технологию, которые угрожает "физическим или эмоциональным ущербом".
Этот же путь - избавления от утечки персональных данных и угрозы против воли пользователя составления его цифрового портрета - рекомендует выбрать экспертиза СПЧ и ОП России. Как ожидается, в 2024 году, с принятием закона об алгоритмах рекомендательных сервисов, ИТ-площадки будут обязаны предоставлять регулирующим органам доступ к информации и раскрывать алгоритмы работы соцсетей, что сделает и тех, и других прозрачными.