Шестое массовое вымирание на Земле — чем это грозит, и имеет ли теория под собой научную основу?

Что происходит?

Достаточно внушительная часть научно-биологического сообщества пришла к неутешительным прогнозам: уже к 2050 году из-за деятельности человека на планете полностью исчезнут примерно 40% ныне существующих видов животных. Число действительно впечатляет: для неполных трёх десятков лет этот показатель более чем катастрофический.

По мнению директора Лаборатории палеогенетики, старшего преподавателя древней ДНК на кафедре зоологии Университета Отаго в Новой Зеландии Ника Роуленса, даже многие из тех видов, которым к текущему моменту вымирание не грозит, не смогут адаптироваться к переменам, которые неизбежно произойдут с той скоростью прогресса, которую мы наблюдаем сейчас. И даже если не сравнивать это с масштабами пятого вымирания, когда вообще не стало динозавров, кризис всё равно обретёт разрушительные масштабы.

По словам Роуленса, тысячи видов животных вообще не имеют шансов, так как они прямо сейчас под угрозой исчезновения. Это суматранский орангутан, амурский леопард, дальневосточный леопард, суматранский слон, черный носорог, черепаха бисса, яванский тигр, речная горилла и многие другие. То же самое с насекомыми, птицами и не только.

 

 

Причём, согласно исследования Роуленса и учёных, солидарных с ним, ещё большая опасность грозит растениям. Так, к тому же 2050 году не останется более 90% мировых коралловых рифов. Причина тому — глобальное потепление, которое неизбежно из-за массовой деятельности человечества.

Чем это грозит — понятно и так: биосфера перенесёт чудовищный удар, и, если в былые времена природа самостоятельно создавала новые популяции и восстанавливала оставшиеся, затрачивая на это миллионы лет, то в этот раз будет иначе — именно из-за участия человека. 

 

Альтернативное мнение

Впрочем, у Ника Роуленса есть как последователи, так и критики. В частности, главный контраргумент альтернативной стороны в том, что большинство учёных-последователей теории шестого вымирания не являются профильными специалистами и не совсем знакомы с подробностями массовых вымираний прошлого. При этом сообщество палеонтологов, напротив, теорию однозначно отвергает.

В частности, один из самых ярых последователей идеи шестого вымирания — Пол Эрлих — уже есть повод для сомнений (даже несмотря на то, что он окружён массой последователей, известных как «группа Эрлиха»). Этот медийный в США учёный достаточно часто выдавал околонаучные катастрофические предсказания, но ни одно из них не сбылось. Группа Эрлиха провела несколько исследований и опубликовала с десяток статей, где приводила тенденцию уменьшения популяции различных видов — от исчезающих до принадлежащих к группам минимального риска.

 

 

В целом их выводы сводятся к тому, что в мире каждый год вымирают около 140 тысяч видов растений и животных. И если бы не известный факт, что в современном мире всего примерно 10 тысяч видов животных, исчезающих и находящихся под угрозой, то впечатляло бы невероятно.

 

В чём выражается сомнение

Кроме очевидного, а именно цифр, не выдерживающих никакой критики, палеонтологи в целом достаточно скептично воспринимают рассуждения биологов по непрофильной теме. Они сравнивают это с тем, как если бы историку-античнику приходилось на полном серьёзе комментировать высказывание о том, что Античности никогда не было. Для палеонтологов подобные статьи — не более, чем публицистика «зелёных», которые ратуют за экологию (что хорошо), но используют грязные приёмы (что плохо).

Конкретно учёный-палеонтолог из Смитсоновского института (США) Дуглас Эрвин и вовсе называет подобные рассуждения «мусорной наукой». По его словам, авторы статей о шестом массовом вымирании в принципе не понимают масштаб массовых вымираний, и потому попросту «неспособны увидеть дыры в логике собственных рассуждений».

 

 

В частности, учёный утверждает, что для проведения параллелей с былыми событиями нужно, как минимум, иметь одинаковые маркеры в разных периодах. И к ним никак не могут относиться вымирания наземных позвоночных, так как их останки практически не сохраняются. Как пример — странствующие голуби (вымерший вид), которых было несколько миллиардов в популяции, но сейчас осталось всего два (!) полноценных скелета этих птиц. Через миллион лет не осталось бы и этого, то есть вымирание целого вида с таким огромным числом особей осталось бы совершенно незамеченным.

 

В копилку скептиков

Ещё одно важное уточнение от палеонтологов касаемо массовых вымираний — они выявляются на уровне не видов, а семейств и родов. Причина в том, что человечество попросту не знает разнообразия вымершей фауны прошлого. Более того, это невозможно узнать — по причине, описанной пунктом выше.

 

 

Можно лишь примерно предположить, как выглядела экосистема давно минувших лет, например, очень условно назвать общее количество тиранозавров — и это число совершенно наверняка не будет близким к истине. А уж если говорить о мелких животных… И это даже не считая островных экосистем, а принимая во внимание только континентальные.

 

Итог

Конечно, всё это не значит, что усилия по сохранению видов лишены смысла. По словам некоторых палеонтологов, наоборот: именно потому, что шестое массовое вымирание не происходит, забота о природе в принципе имеет смысл.

Если же гипотетически предполагать возможность глобального исчезновения целых популяций, видов и семейств, то тут должно произойти одно из следующих условий:

— глобальный пожар. Огонь действительно может значительно сократить численность вообще всего живого, но его масштабы при этом должны составлять не менее четверти всей площади суши.

 

 

— падение астероида диаметром минимум километр. Это приведёт к чудовищному взрыву, но даже при этом не факт, что вымирание обретёт массовый характер.

— взрыв Солнца. Это событие в принципе станет концом для бесчисленных световых лет вокруг светила.

Биосфера земли колоссально устойчива. Оказать существенное влияние на него пока не может ни человечество, ни другие факторы.