Импортозамещение мечтает о кооперации

Санкции против России пошатнули полмира и последствия последних событий будут отдаваться эхом еще долгое время. Страна смогла устоять на ногах, продемонстрировав самодостаточность в некоторых сферах, но остается крайне уязвимой во всем, что касается сложной механики и электроники.

Импортозамещение мечтает о кооперации
© Уралинформбюро

Фанфары провала

В мае 2022 года в России произошло историческое событие – власти начали критиковать результаты импортозамещения, курс на которое был взят в 2014 году. Сенатор Андрей Клишас заявил, что программа провалена полностью, "кроме бравурных отчетов отраслевых ведомств нет ничего". Спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко была более сдержана, но и она признала необходимость ускорения.

Конечно, за последние несколько лет мы добились определенных успехов в сельском хозяйстве и переработке. А вот своей сложной техники у страны критически мало. Потому нынешней весной СМИ сообщили о "пропаже" машин Lada с автоматической коробкой передач (основными поставщиками были Япония и Германия), а также о производстве упрощенной версии Lada Granta без ABS (антиблокировочной системы тормозов).

Что же Россия делала неправильно до 24 февраля 2022 года? Как говорит вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин, страна встраивалась в международную цепочку производства автомобилей, чтобы занять в ней какое-то место, и, по сути, кроме крупноузловой сборки ничего не было.

"Минпромторг кого кнутом, кого пряником заманивал на локализацию производства отдельных компонентов. Каких? Либо самых простых, вроде стекол, либо достаточно сложных, вроде двигателей или коробок передач, которые производились полностью из поставляемых сюда компонентов. Условно происходит отливка головки блока, расходуется российский металл, а все компоненты вроде поршней приезжают из-за рубежа. А Минпромторг может отрапортовать, что они импортозаместили завод двигателей", – отметил эксперт в разговоре с "Уралинформбюро".

Минусы такой схемы работы отечественного автопрома налицо. "Напрочь исчезла разработка чего бы то ни было вообще, убиты те жалкие ростки российской инжиниринговой школы, которые остались с Советского Союза", – подчеркивает Шапарин.

Россия, которой не нравится быть "бензоколонкой", по собственной воле смирилась с ролью сборочной станции. Но могла ли страна рассчитывать на большую глубину локализации за прошедшие годы?

"Производство компонентов имеет смысл, когда они выпускаются колоссальным тиражом, иначе цена единицы будет зашкаливать. Это невыгодно. Второе – нужна была бы экспортная история для компонентов, но ее не было. Я не уверен, что могли появиться большие российские производители компонентов без серьезного их включения в международную кооперацию", – резюмирует вице-президент Национального автомобильного союза.

Электроника без приключений

Россияне ждут от государства не только прорыва в импортозамещении автомобилей. Согласно исследованию Superjob, еще больше чаяний связано с отечественной электроникой, процессорами, смартфонами и компьютерам. Положение дел в этой сфере сейчас таково, что значительная часть продукции – это все та же сборка из зарубежных компонентов, а существующие собственные наработки зависят от иностранных станков. На Западе это понимают, поэтому и бьют санкциями по самому слабому месту.

Вообще, в этом вопросе еще много геополитики, потому что чипы – это Тайвань, а где Тайвань, там и Китай, который никогда не признает остров отдельным государством. Тут же рядом США со своими техногигантами, вроде AMD и Intel, для которых усиление Поднебесной на этом рынке будет как кость в горле.

Как выяснил "Коммерсантъ", сейчас власти РФ готовят новый нацпроект, при реализации которого к 2030 году 30% домохозяйств будут использовать преимущественно отечественную электронику, начнется серийный выпуск процессоров по топологии 28 нанометров (за рубежом технология была освоена в 2010 году).

Но даже такие скромные по мировым меркам цели эксперты оценивают почти как нереализуемые. Как говорит исполнительный директор Ассоциации разработчиков и производителей электроники Иван Покровский, единственно возможная в текущих условиях модель управления промышленностью – установка на повышение технологической независимости.

"Ее принципиальное отличие – открытость к кооперации с теми странами и компаниями, которые, как и мы, решают задачу повышения своей независимости от доминирования крупнейших и сильнейших игроков", – указал он в статье для журнала "Стимул".

Эксперт считает, что для многих компаний – разработчиков микросхем, отечественных дизайн-центров – фактически единственным выходом сейчас будет передача интеллектуальной собственности на свои продукты зарубежным партнерам.

"Мы сейчас все это производить без доступа к современной фабрике не сможем, но нужно развивать команды разработчиков, загружать их реальными, практическими задачами. Если наша цель – преодоление доминирования, то все, что помогает зарубежным партнерам из разных стран преодолеть доминирование зарубежных корпораций, хорошо и для нас", – подчеркнул Иван Покровский.

Он уверен, что одним из следствий такого открытого подхода будет реальная оценка того, кто из российских разработчиков микросхем чего стоит. И выяснится, с кем Россия может идти одним фронтом.

Артём ПЕТРОВ