Дмитрий Сташенков: "Таких масштабных археологических экспедиций в Самарской области еще не было"
- Каковы итоги археологического сезона нынешнего года?
- Полевой сезон еще не завершен, работы пока продолжаются. Об итогах будем говорить на ежегодной Самарской археологической конференции в январе, она будет проходить на базе музея, приглашаем всех желающих.
В 2021 г. у нас было достаточно много экспедиций. В том числе совместная экспедиция музея с Самарским университетом в Волжском районе, неподалеку от поселка Власть Труда. Она вот-вот завершится.
В ходе раскопок мы обнаружили остатки поселения хазарского времени, постройки VIII-IX веков. Самое важное, что удалось раскопать, - остатки жилища, характерного, в первую очередь, для славянских групп. Это свидетельствует о том, что на этом месте, в районе пос. Власть Труда, одновременно проживали и взаимодействовали между собой представители нескольких этнических групп.
Первая связана с древними венграми, вторая - раннеславянское население, останки и постройки которого мы и расчистили в этом году. Третья группа - кочевники, среди которых могли быть булгары.
Полуземляночная жилая постройка ранних славян, обнаруженная в 2021 г., - вторая из найденных в Поволжье. Первая тоже была найдена в Самарской области.
Что касается других экспедиций, подробная информация о них будет озвучена в январе на конференции, а также войдет в ежегодное издание "Археологические открытия в Самарской области". Но уже сейчас можно отметить, что в 2021 г. самарские археологи проводили исследования на памятниках всех эпох как на территории Самарской области, так и в других регионах. В частности, в этом году археологами педагогического университета были организованы экспедиции в Республику Марий Эл и Астраханскую область.
- Можно ли выделить наиболее значимую экспедицию с точки зрения археологии?
- Они все имеют ценность и значение, поскольку проводятся на памятниках разных эпох и преследуют, в первую очередь, научные цели.
Отмечу еще одну важную экспедицию, организованную в июле-августе 2021 г. в Шигонском районе и связанную со строительством дороги "Обход Тольятти с мостовым переходом через Волгу". В ходе археологического обследования в зоне строительства трассы были выявлены новые объекты археологического наследия - селища Малячкино III и Малячкино IV.
Это были самые масштабные по своему охвату исследования. Общая площадь раскопок составила почти 20 тыс. кв. метров. Таких масштабных экспедиций в Самарской области еще не было. Важно, что почти полностью удалось изучить поселок эпохи бронзового века, ранние средневековые захоронения и могильник эпохи Золотой орды.
- Насколько уникальны артефакты, найденные в Шигонском районе?
- Это в первую очередь массовые материалы. И в принципе археологи редко находят артефакты неисследованных эпох, не изученных на территории региона. Но археология, как любая другая наука, набирает статистические данные. Когда это единичные случаи, один-два артефакта, мы можем говорить об исторической случайности: случайно группа населения попала в эту местность. Когда находок становится много, то появляется ясность: это действительно важный исторический процесс, который мы фиксируем.
Вот как раз результаты раскопок этого года на многих памятниках - во Власти Труда, на селище Малячкино, на могильнике Жигули-1, который копали наши коллеги из ГБУК "Наследие" на территории Ставропольского района, - доказывают типичность важных исторических процессов, происходивших в разные исторические эпохи.
По сути, самарские археологи и те, кто работал на территории нашей области из других регионов, изучили памятники всех эпох. В том числе нового и новейшего времени, как, например, останки захоронения семьи купцов и меценатов Шихобаловых. Это материалы, которые относятся к рубежу XIX-XX веков, памятники той эпохи, которую застали наши бабушки и дедушки.
- Тем не менее в октябре новость об обнаруженных склепах вызвала резонанс в самарских СМИ. Среди прочих упоминались версии, что ранее склепы уже были потревожены.
- Нет, они оказались не потревожены. Возможно, во время строительных работ или при прокладке коммуникаций могла быть затронута часть захоронений на кладбищах, которые уже давно не функционируют. Это закономерность: в истории города на протяжении последних 150 лет происходило много процессов, город развивался, рос.
Сейчас, в соответствии с федеральным законодательством, прежде чем что-то строить или прокладывать коммуникации, обязательны предварительные раскопки. Шихобаловские захоронения тоже были найдены не случайно, это были заранее согласованные работы. Прокладка коммуникаций должна была осуществляться только на условиях предварительных археологических обследований. В данном случае эти исследования в соответствии с установленным законом порядком проводят археологи ООО "Гефест" и ГБУК "Наследие".
С точки зрения археологии это хорошо и означает, что на территории Самарской области выстроена работающая система. Согласована схема действий между учреждениями. Такие исследования - не формальность, они проводятся постоянно, в результате появляются новые археологические памятники.
- Возможно, у человека науки есть мнение насчет археологического объекта в Самарской Луке: неоднократно жители региона высказывались по поводу аномальных явлений в Жигулевских горах.
- У нас единое мнение: Жигули - аномальная зона в том плане, что очень удобна для жизни людей. Люди туда постоянно приходили на протяжении многих тысячелетий. Такого насыщенного человеческими памятниками участка в области, наверное, больше нет. Да и в России таких объектов можно найти немного.
В Жигулях есть памятники всех без исключения исторических эпох. Не случайно там ежегодно проводятся раскопки и будут вестись еще на протяжении долгого времени. В этом плане с Самарской Лукой ничто не сравнится.
- Уже сейчас можно озвучить планы на 2022 год?
- Естественно, мы будем продолжать научные работы и раскопки, которые проводили в пос. Власть Труда, на Самарской Луке. А посмотреть, что уже найдено, и подробнее ознакомиться с планами можно на нашей выставке "Эпоха Открытий: 135 лет музея им. Алабина в фокусе археологии". Посетители смогут увидеть результаты раскопок за 135 лет, в том числе наиболее яркие артефакты из работ последних полевых сезонов.