Технологии против пандемии: новые бизнес-модели и сервисы
За прошедший год дистанционные сервисы и «бесконтактная» экономика стали неотъемлемой частью повседневной жизни. Изменившиеся условия стимулировали масштабный переход к новым бизнес-моделям и создание соответствующих сегментов рынка, стержневым элементом которых стали цифровые технологии. Оценить масштаб и амплитуду произошедших изменений позволяют результаты интеллектуального анализа больших данных (табл. 1).
Расчеты произведены с помощью системы интеллектуального анализа больших данных iFORA. Система разработана ИСИЭЗ НИУ ВШЭ с применением передовых технологий искусственного интеллекта и включает более 500 млн документов (научные публикации, патенты, нормативная правовая база, рыночная аналитика, отраслевые медиа, материалы международных организаций, вакансии и другие виды источников). В 2020 г. iFORA отмечена в журнале Nature в качестве эффективного инструмента поддержки принятия решений в интересах бизнеса и органов власти. ОЭСР относит систему к успешным инициативам в области цифровизации науки.
В лидерах как уже получившие широкое распространение цифровые решения (в первую очередь видеоконференции, электронная торговля, дистанционные образовательные платформы, носимые устройства), так и динамично растущие, но все еще нишевые разработки (например, бизнес-приложения для оптимизации логистики и удаленной работы).
Вполне ожидаемо сильнее всего выросла популярность сервисов видеосвязи (№ 1). Zoom, MS Teams, Skype и другие аналогичные решения долгое время были в фокусе обсуждений в СМИ и социальных сетях в 2020 г. Видеоконференции начали широко применяться в самых разнообразных сферах: от образования и медицины до виртуального спорта и туризма.
Пандемия стала мощным драйвером развития образовательных технологий (EdTech). Наряду с уже привычными онлайн-платформами (№ 2) поддерживают возможности дистанционного обучения и значительно способствуют персонализации образования в целом совершенно новые приложения, например, цифровые классы с применением VR и интернета вещей.
Для бизнеса особую значимость приобрели решения, обеспечивающие непрерывность процессов(№ 4), включая системы поддержания дистанционной коммуникации (№ 3). В этой связи резко возрос спрос на облачные сервисы, платформы для совместной работы, системы бизнес-аналитики, в том числе в режиме реального времени.
Сопутствующий рост угроз информационной безопасности (№ 10) повлек и всплеск интереса к этой тематике, повысив актуальность архитектуры с нулевым доверием (zero trust architecture) и решений, позволяющих в условиях удаленной работы создать «защищенное пространство» при подключении сотрудников к корпоративной сети с личных устройств (смартфонов, ноутбуков, планшетов).
Одним из вызовов для мировой экономики во время пандемии стало нарушение логистических цепочек. Цифровые системы управления поставками (№ 5) помогли не только поддержать устойчивость экономических связей, но и реализовать эффективное распределение, отслеживание перемещений и доставку различных товаров, в том числе медицинского оборудования, лекарств и вакцин. Для усиления пропускной способности и надежности транспортных каналов применялись новые решения с использованием смарт-контрактов, беспилотного транспорта и робототехники.
Значительным образом трансформировали логистику в глобальном масштабе электронная торговля(№ 7) и цифровые валюты (№ 11). О динамичности сегмента FinTech говорит не только экспоненциальный рост курса отдельных криптовалют, например, биткоина, но и повышенное внимание государственных регуляторов к созданию цифровых версий национальных валют: стали появляться цифровые аналоги рубля, евро, доллара, юаня и др.
Новые возможности для адаптации дистанционных бизнес-процессов для малых и средних предприятий, особенно в сфере продуктового ритейла и ресторанного бизнеса, создали шеринговые платформы (№ 12). Конечно, в активной фазе пандемии традиционные сегменты экономики совместного потребления (в первую очередь аренда транспорта и жилья) оказались под существенным давлением.
Меры социального дистанцирования и необходимость свести к минимуму физическое взаимодействие стали драйверами роста «бесконтактной» экономики (low-contact economy). Ее развитие поддерживают различные бесконтактные сервисы (№ 13) в спектре от необходимых для удаленной биометрической идентификации в общественных местах (например, аэропортах), до заменяющих живое общение с консультантом диалоговых систем и чат-ботов (№ 14).
Значительно возросли популярность и доступность телемедицины (№ 6), сформировав проактивные и пациентоцентричные модели взаимодействия с врачом. Помимо дистанционного мониторинга состояния здоровья пациентов или возможности проведения виртуальных консилиумов, получили распространение интернет медицинских вещей (IoMT), роботизированные медицинские системы, рекомендательные системы для принятия врачебных решений и др. Внимание к здоровому образу жизни подстегнуло интерес к носимым устройствам (№ 9). Генерируемые ими данные все больше применяются в здравоохранении для удаленного исследования состояния пациентов, в частности фиксирования важных для контроля и лечения COVID-19 показателей.
Наиболее популярными, хоть и не столь динамично растущими, во время пандемии стали стриминговые и развлекательные онлайн-сервисы (№ 8). Вместе с традиционными платформами трансляции видеоконтента выросла потоковая передача в реальном времени спортивных, музыкальных, театральных мероприятий, виртуальных экскурсий и музейных выставок. Креативные индустрии переориентировали на онлайн-пространство свои продукты и каналы их распространения, что делает искусство более доступным в мировом масштабе. В сочетании с технологиями больших данных и искусственного интеллекта, стриминговые сервисы стали одним из драйверов роста для решений в области цифрового маркетинга и персонализации контента (№ 15). Именно эти направления лидировали по значимости в 2020 г.
Комментирует Софья Приворотская, ведущий эксперт Центра исследований цифровой экономики ИСИЭЗ НИУ ВШЭ:
Каждая волна COVID-19 заставляет заново пересматривать привычный уклад жизни. При этом очередной переход от локдауна к обычной активности происходит все менее заметно за счет цифровых технологий и более глубокой интеграции «бесконтактной» экономики в рабочие и бытовые процессы. Так, несмотря на массовое возвращение к офисной работе и снятие прочих ограничений, сохранилась востребованность видеоконференций, образовательных онлайн-платформ, бесконтактных платежей, электронной торговли и других доказавших свою ценность для потребителей цифровых продуктов и услуг.
В основе большинства дистанционных сервисов, зарекомендовавших себя во время пандемии, — технологии беспроводной связи. Новый виток развития этого направления, несомненно, связан с внедрением мобильных сетей следующих поколений (5G, 5G+, 6G). С их распространением станут доступнее системы телеприсутствия, дистанционное управление процессами производства в реальном времени, беспилотный транспорт, тактильный интернет и многие другие перспективные цифровые решения.
Источники: расчеты на основе системы интеллектуального анализа больших данных iFORA (правообладатель — ИСИЭЗ НИУ ВШЭ); результаты проекта «Применение семантического анализа больших текстовых данных для исследования тенденций развития и динамики распространения цифровых технологий» тематического плана научно-исследовательских работ, предусмотренных Государственным заданием НИУ ВШЭ.
Материал подготовили Софья Приворотская и Роман Щербаков