Италия теряет 1,5 млрд евро в год от отсутствия русских туристов
На ПМЭФ прошел бизнес-диалог между руководителями крупнейших компаний России и Италии. Какие впечатления?
Антонио Фаллико: Российско-итальянские отношения сегодня не блестящи. Из-за санкций объем товарооборота упал на 60% с 2013 года. Выступающие на ПМЭФ крупные итальянские предприниматели, которые инвестировали в Россию, продолжают работать, но этого мало.
Мы должны продвигать идею "зеленого" таможенного коридора, о которой говорили еще 2013 году, но с тех пор ничего не сделано. Хотя российская сторона полностью разработала соответствующие цифровые возможности. Предприниматели должны показать свой интерес к этой проблеме. И подтвердить примером, что Россия интересна инвесторам и предпринимателям. Надо отложить в сторону санкции и идти вперед, продвигая дипломатию бизнеса.
Мы не надеемся на то, что могут измениться правила, которым следуют правительства. По крайней мере, в краткосрочной перспективе. Но мы можем изменить представление о России в Европе. Ассоциация "Познаем Евразию" готовит программу с римским университетом Луис - представим учащимся реальную Россию, состояние различных отраслей.
В нынешних условиях что считаете позитивным результатом: хотя бы ниже не упасть или все-таки есть шанс объемы товарооборота увеличить?
Антонио Фаллико: Сейчас мы находимся в одной из самых низких точек за последний период. Геополитические рамки, безусловно, являются препятствием для развития торговли между Россией и Италией. Возьмем банальный пример - историю с COVID-19. "Спутник V" - первая вакцина, которая была создана и зарегистрирована в половине стран мира. Все основные другие вакцины были утверждены Европейским медицинским агентством (EMA). Российский фонд прямых инвестиций с февраля обращается в ЕМА с просьбой о регистрации. Делегация ЕМА приезжала в Россию, посмотрела производства, встретилась с учеными, пообещали, что до конца мая "Спутник V" будет зарегистрирован. Сейчас июнь, но ничего не произошло.
Под этим нет каких-то научных соображений, это только коммерческие резоны. Все это замаскировано рассуждениями о том, что вакцина еще недостаточно изучена. Это одно из проявлений абсурдного и антиэкономического поведения.
Мы, конечно, надеемся на то, что геополитические проблемы будут решены. Возможно, этому сможет помочь встреча президентов РФ и США 16 июня. Надо, чтобы на повестке дня оказались конкретные вопросы, которые интересуют обычных людей и бизнес.
Например, туризм.
Антонио Фаллико: Италия теряет 1,5 млрд евро в год только от отсутствия русских туристов. Половина наших ресторанов и гостиниц или закрылись, или стоят пустые. Это результат неразумных действий властей. Они против интересов людей и тех, кто работает в этой отрасли.
Есть шанс, что в июне откроют Италию для россиян?
Антонио Фаллико: Премьер-министр Италии Марио Драги уже объявил, что во второй половине июня Италия откроется. Будет отменен карантин, а для въезда будет достаточно отрицательного ПЦР-теста. Естественно, если ЕМА зарегистрирует "Спутник V", то будет признаваться и вакцина. Будем надеяться, что это побудит россиян привиться.
Вы говорили, что бизнес должен разговаривать глаза в глаза, а сейчас общение происходит в основном онлайн, как это сказалось на деловых отношениях?
Антонио Фаллико: Это стало дополнительным негативным фактором. Дела не делают без встречи с глазу на глаз. Этот феномен отмечен во всем мире. Поэтому ПМЭФ, который прошел в очном режиме, пусть и со всеми ограничениями, сложностями и проблемами, это все-таки чудо. Встречи на такого рода мероприятиях способствуют контактам глобальным в масштабах всего мира. Когда встречаешься с человеком и что-то с ним обсуждаешь, ему можно говорить разные вещи, в том числе те, которые не доверишь ни телефону, ни видеосвязи. Есть же коммерческий, индустриальный шпионаж.
Как вы считаете, возможны новые локдауны в случае ухудшения эпидемиологической ситуации? Италия уже трижды его вводила.
Антонио Фаллико: Это произошло потому, что у нас не было прививок. Когда вакцина стала для итальянцев доступной, количество заражений и смертей радикально сократилось. По состоянию на середину мая 36% итальянцев уже два укола сделали. До конца июня их будет более 52%.
Пандемия стала "черным лебедем", как до того санкции. Может ли таким негативным фактором стать новая политика ЕС в отношении углеродного следа?
Антонио Фаллико: Пандемия это не "черный лебедь", ее надо было ждать. Это плод той экономической модели, которой мы следуем примерно с 1980-х. Она позволила совершить прорыв в области технологий. Благодаря этому десятки миллионов людей вышли из состояния крайней бедности. Но, с другой стороны, что мы имеем? По состоянию на сегодня 1% населения Земли владеет 20% всех богатств. Мы видим такое социальное неравенство, которого в истории никогда не было.
У нас есть очень серьезные проблемы с окружающей средой. Все экономическое развитие происходило за счет природы и климата. Нарушено биологическое равновесие, огромный ущерб нанесла потеря лесов. По этим счетам рано или поздно придется платить.