Более 300 компаний — разработчиков инноваций присоединилось к программе пилотного тестирования в Москве

Испытания передовых технологических решений проходят на 117 принадлежащих городу и коммерческих площадках. Программа Агентства инноваций Москвы, которая появилась в столице в 2019 году, охватила уже 18 отраслевых направлений, включая образование, медицину, ретейл, производство и благоустройство. 

Более 300 компаний — разработчиков инноваций присоединилось к программе пилотного тестирования в Москве
© Mos.ru

«Программа пилотирования в городской среде объединяет городские и коммерческие организации с компаниями — разработчиками инновационной продукции. В ее базе больше тысячи инновационных решений, которые можно протестировать на 117 московских площадках. На данный момент 66 пилотных тестирований завершено, а еще 37 находится на стадии реализации», — рассказал руководитель Департамента предпринимательства и инновационного развития города Москвы Алексей Фурсин.

Программу успели высоко оценить более 300 компаний-разработчиков, которые присоединились к проекту. С его помощью они получили возможность проверить эффективность и конкурентоспособность инновационных решений в реальных условиях, получить обратную связь от пользователей и увеличить продажи, а задействованные в тестировании площадки — кастомизировать технологии под собственные требования и повысить эффективность бизнеса.

Система мониторинга электропотребления

Несколько лет назад в компании «Интеллектуальные технологии мониторинга» взялись решить проблему неэффективных систем учета энергоресурсов и обеспечения качественной передачи телеметрической информации по электросетям. Так появилась технология, позволяющая повысить надежность сбора данных и управления различными устройствами (датчиками, счетчиками, сенсорами, осветительными приборами, кондиционерами), расположенными «на последней миле», то есть на участке между общедомовыми узлами и конечным потребителем.

 

Созданная интеллектуальная система учета и контроля энергоресурсов включает уникальный датчик-измеритель электропотребления, который значительно дешевле умного электросчетчика и при этом способен в три — пять раз сократить процесс сбора и анализа данных в облачном хранилище. Технология дает возможность эффективнее планировать потребление электроэнергии, предлагать оптимальные тарифы и контролировать оплату, а потребителей избавляет от необходимости подавать показания вручную.

С октября по декабрь 2020 года разработку испытали на площадке Московского завода тепловой автоматики.

«В процессе тестирования мы разместили собранные образцы “источников данных” — электро- и водосчетчиков — в электросети предприятия и организовали постоянный сбор данных от них путем применения прозрачного протокола опроса из облака. Это было сделано специально, чтобы дополнительно нагрузить канал связи и проверить помехоустойчивость используемой технологии. В результате мы получили бесценный опыт работы в промышленной сети», — говорит Наталья Огнева.

В ходе тестирования была подтверждена концепция сбора данных, что называется, по событию, когда передача информации о накрученном киловатте или кубометре происходит в режиме реального времени. 

«По результатам испытаний площадкой подготовлен объективный отчет, который при должном внимании Правительства Москвы может перерасти в реальный масштабный пилотный проект, — отмечает Наталья Огнева. — Нам необходим амбициозный мощный индустриальный партнер или даже пул партнеров, способный поддержать весь комплекс разработки и внедрения комплексной интеллектуальной системы мониторинга, учета, контроля и управления энергоресурсами. В первую очередь мы рассчитываем на компетентную экспертизу и внимание к проекту самого города: мегаполису он может сэкономить десятки миллиардов рублей».

Экоскамейки на солнечных батареях

Одной из площадок для испытаний инновационных решений является ВДНХ. В ближайшее время там протестируют умные скамейки — мебель отечественного производителя в необычном исполнении. 

Функционал скамеек нового поколения отличается от привычной городской мебели: по задумке разработчиков, это не только комфортная зона отдыха, но и место, где можно зарядить гаджеты: телефон, ноутбук, планшет и другие устройства. 

Скамейки оборудованы точками доступа к Wi-Fi, USB-портами, LED-светильниками и работают от солнечных батарей. Выполнены они из антивандальных материалов.

 

Испытания запланированы на июль — август этого года. На территории выставки разместят четыре экоскамейки разных видов. Тестировать их будут сами горожане.

«Посетители ВДНХ смогут оценить удобство умной мебели и дать обратную связь: на лавках будут размещены QR-коды, и, перейдя по ссылке, все желающие смогут поучаствовать в мини-опросе. Мы надеемся, что данный пилотный проект поможет нашей продукции стать более узнаваемой», — говорит Саломэ Какубава.

Электронный путевой лист

В 2018 году группа компаний MedMap запатентовала первую в России электронную систему медицинских осмотров, призванную упростить процесс освидетельствования водителей, а также работников предприятий, которые обязаны перед каждой сменой проходить медицинское обследование. Система представляет собой специализированный программно-аппаратный комплекс (терминал), который работает 24 часа в сутки семь дней в неделю. С его помощью водитель самостоятельно проходит предрейсовый медосмотр, следуя указаниям терминала, а медработник лишь контролирует его действия, при этом вся документация ведется в электронном виде. Таким же образом водитель может проверить здоровье и после окончания смены. 

Управлять программно-аппаратным комплексом MedMap можно как в автоматизированном режиме — когда на одного медика приходится до 10 терминалов в одном помещении, так и дистанционно — когда медработник находится в удаленном медицинском центре.

 

Процесс обследования простой, интуитивно понятный и при этом быстрый: вместо четырех минут, которые в среднем занимает традиционный осмотр медработника перед выдачей водителю путевого листа, с электронной системой медицинских осмотров все происходит за одну минуту. 

«Нашим преимуществом является гарантия качества оказываемых услуг, которая достигается за счет бесперебойной работы оборудования и безошибочной работы программного обеспечения. За счет ведения отчетности в электронном виде удалось избежать ошибок при оформлении документов или их утерю. Но главное наше достижение в другом — благодаря электронной системе MedMap снизилась аварийность, а значит, удалось сохранить жизни людей», — делится Юлия Манн.

Пилотные испытания проекта проходили в июле — сентябре 2020 года. Водителей городской службы такси разделили на две группы. Одна проходила осмотр привычным способом в присутствии медработника, вторая обследовалась с помощью комплекса MedMap. Важно было сравнить точность измерений, скорость проведения процедуры и удобство ведения отчетной документации. Также водители оценивали удобство оборудования. В результате инновационный проект доработали с учетом пожеланий пользователей: скорректировали визуальную составляющую программного продукта, изменили расположение кнопок и усовершенствовали форму отчетности. 

«Пилотный проект позволил нам, как исполнителю, протестировать систему и в дальнейшем доработать ее до соответствия потребностям клиента. В то же время заказчику выпала возможность оценить все преимущества перехода на автоматизированные медосмотры и убедиться в надежности системы MedMap», —отмечает Юлия Манн.

Электронный бак для раздельного сбора вторсырья с системой поощрения

Как мотивировать людей сортировать отходы, внося тем самым свой вклад в улучшение экологической ситуации? Этим вопросом однажды задалась Елена Карцева, генеральный директор компании «Трубицын Эко Инжиниринг». Началось все с того, что несколько лет назад во время отдыха на Бали девушку поразило большое количество мусора вокруг:

 

Вдохновившись идеей правильной утилизации отходов и переработки вторсырья, компания «Трубицын Эко Инжиниринг» разработала и создала умный бак для раздельного сбора вторсырья, где любой желающий может оставить ненужную тару и получить за это вознаграждение в виде бонусов и скидок.

«Наш электронный бак открывается с помощью приложения. Далее, если сданное вторсырье правильное, пользователю начисляются баллы. Эти баллы затем можно обменять у наших партнеров», — рассказывает Елена Карцева.

Уникальность аппарата — во встроенном механизме пресса, благодаря которому в бак может поместиться больше тысячи пластиковых бутылок, контейнеров, тарелок или алюминиевых банок. Елена уверена, что использование в городе таких фандоматов крайне полезно:

«Первое — это выгода от самого раздельного сбора, то есть, начиная разделять отходы с нами (мы бесплатно отправляем это все на переработку), можно сэкономить до 70 процентов на вывозе мусора. Второе — сейчас весь мир вернулся к ESG-повестке (окружающая среда, социальные обязательства и управление), а значит, каждый из нас должен выполнять что-либо для устойчивого развития мира, и наш проект как раз помогает компаниям делать правильный выбор и приносить конкретную пользу экологии».

В апреле этого года инновационную разработку начали испытывать на территории Государственного университета управления. В вузе разместили информационные плакаты, рассказывающие о работе электронного бака, а саму установку поставили в зоне наибольшей проходимости — рядом со столовой, чтобы использовать аппарат могли как можно больше учащихся. Дополнительным стимулом для ребят стали поощрительные призы: различные эконаграды было решено вручать победителям каждой недели, то есть тем, кто сдал больше всего сырья.

Испытания планируют завершить в конце мая. По признанию Елены Карцевой, если за время тестирования удастся набрать 100 килограммов отходов, это станет хорошим итогом пилота. Говоря об участии в программе Агентства инноваций Москвы, она отмечает, что согласование всех деталей было быстрым и простым:

«Никаких сложностей не было. Согласовали и подписали документы, наверное, в течение двух недель — месяца. Все было очень удобно. Это прекрасная программа. Есть те, кому мы небезразличны, это очень приятно. Конечно, было бы здорово, если бы пилотируемые площадки были сразу готовы к закупке, потому что, например, в государственных вузах все через тендер, и это усложняет работу. Но в целом могу сказать, что нам пилотирование очень нравится, и надеюсь, что другим компаниям мы подаем хороший пример».