Пять лет лишения свободы со штрафом в 700 тысяч рублей — такое наказание назначил Гагаринский суд Москвы политологу Николаю Платошкину. Согласно приговору, лидер движения «За новый социализм», завкафедрой международных отношений и дипломатии Московского гуманитарного университета призывал граждан к смене действующей власти, а также распространял «заведомо ложную информацию» о неэффективности действий властей по борьбе с коронавирусом. Сам осужденный, для которого прокурор просил шесть реальных лет заключения, пообещал «продолжить говорить людям правду» и обжаловать приговор.
На финал дела доктора исторических наук, 55-летнего бывшего профессионального дипломата Николая Платошкина пришло около 500 его сторонников. В основном это были люди пенсионного возраста. Они скандировали лозунги в защиту подсудимого и пели гимн военных лет «Священная война», пока судья Ольга Арбузова зачитывала приговор. В руках некоторые из сочувствующих держали красные шары. К наплыву граждан правоохранители подготовилось заранее: на подходе к суду установили металлические заграждения, а к зданию пригнали два полицейских автобуса.
Крики толпы с улицы были слышны даже в зале суда, куда прошли участники процесса. Для пишущей прессы организовали теле-трансляцию в соседнем зале. Сама процедура растянулась почти на три часа, в ходе которых подсудимый один раз попросил судью сделать перерыв, чтобы выйти в туалет. «Идите, если вам не интересно», — позволила та.
Пока фигуранта не было, известный журналист Андрей Караулов на повышенных тонах говорил другому известному журналисту Максиму Шевченко, что «Кириенко негодяй и враг», утверждал, что премьер Мишустин «выгнал с позором» 12 региональных министров здравоохранения, и настаивал, что ситуация с коронавирусом является катастрофической. Оглашение приговора растянулось почти на три часа.
Строительство «нового социализма»
Николая Платошкина задержали 4 июня 2020 года и отправили под домашний арест. Ему предъявили обвинение в склонении, вербовке или ином вовлечении лица в организацию массовых беспорядков (ч. 1.1 ст. 212 УК РФ) и в публичном распространении заведомо ложной информации об обстоятельствах, представляющих угрозу жизни и безопасности граждан (ст. 207.1 УК РФ).
Это произошло накануне запланированных им и его сторонниками на 6 июня митингов и одиночных пикетов против поправок к конституции в Москве и других городах России.
Как следовало из приговора, с марта по июнь 2020 года Платошкин совместно с неустановленными участниками общественно-политического движения «За новый социализм», «не осведомленных о его преступных намерениях», в Москве, Новороссийске и Краснодаре изготовил видео- и аудиоматериалы, которые политолог разместил на своем канале в YouTube, а также в Facebook, «ВКонтакте» и Instagram. Это были встречи политолога со сторонниками в разных городах, а также обращения к ним, выступления на радио «Аврора» и в одноименном информационном агентстве.
Суд пришел к выводу, что в этих материалах содержалась «заведомо ложная информация о сложившейся в стране политической и экономической ситуации и о неэффективности действий органов власти и местного самоуправления по поддержке экономики и борьбе с новой коронавирусной инфекцией». Так, Платошкин возмущался тем, что жителей городов принудили находиться по домам, утверждал, что правительство не контролирует распространение коронавирусной инфекции, власти своевременно не закрыли границы, а больницы не в состоянии выполнить прием посетителей, обратившихся в лечебные учреждения не только в связи с коронавирусом, но и по иным причинам. Он считал, что власти должны отменить карантин и выплатить населению денежную помощь.
Также, по словам судьи, Платошкин призывал людей быть готовыми к «перехвату власти», участвовать в митингах, где требовать ухода с должности президента, отставки всех высших органов госвласти и проведения досрочных выборов.
Суд решил, что своими действиями Платошкин повышал социальную напряженность и создавал протестное настроение у населения. «При этом он действовал умышленно, осознавал наступление общественно-опасных последствий в виде дискредитации органов власти и провокации населения на совершение противоправных действий», — сказала судья. По ее словам, подсудимый понимал, что его действия «могут вызвать беспокойство и панику у населения». Она сообщила, что материалы Платошкина просмотрели не менее 450 тысяч посетителей YouTube. Всего у его канала 474 подписчика.
«Субъективная оценка»
Подсудимый вину не признал. Адвокаты утверждали, что в его действиях отсутствовал состав преступления. Также Платошкин отрицал, что являлся лидером общественно-политического движения «За новый социализм», указывая, что организация не была зарегистрирована. Политолог заявил, что не создавал и не выкладывал ролики, поскольку «не обладал техническими навыками», и сказал, что не знает кто это сделал. По его словам, он лишь высказывал мнение и политическую позицию, в том числе о неэффективности борьбы с коронавирусом в России.
В пику лингвистической экспертизе, которая на следствии сочла призывы в видеороликах Платошкина экстремистскими, защита представила свое заключение. Однако суд его не принял, мотивировав тем, что эксперты, которые его составили, не были предупреждены об ответственности за дачу заведомо ложных показаний. Что же касалось привлеченных следствием экспертов, то, по мнению суда, «сомневаться в их компетенции оснований не имеется».
Не поверила судья и показаниям свидетелей защиты о том, что Платошкин «не склонял их к массовым беспорядкам». Слова граждан судья посчитала «субъективной оценкой». «Причастность подсудимого к созданию и размещению роликов подтверждается перепиской Платошкина со сторонниками в соцсетях и мессенджерах, где он обсуждал размещение роликов», — сообщила она.
Мотивируя «недостоверность» слов подсудимого о ситуации с коронавирусом, судья почти час зачитывала сообщения чиновников региональных Минздравов, которые рапортовали, как четко организована работа медицинских учреждений в Ростовской области, республике Северная Осетия-Алания, Хабаровском крае, Свердловской области и других регионах страны. В них чиновники уверяли, что указаний не принимать других пациентов, кроме больных коронавирусом, им не поступало.
Данные о личности
Поскольку накануне прокурор просил для подсудимого шесть реальных лет лишения свободы, фигурант приехал в суд с вещами. «Все есть — куртка, бутерброды», — признался он Business FM. Однако судья решила оставить Платошкина на воле и ограничиться условным сроком в семь лет со штрафом в 700 тысяч рублей, сославшись на «принципы гуманизма». Такое наказание она назначила с учетом смягчающих вину фигуранта обстоятельств, в том числе данных о личности подсудимого. Последний ранее ни в чем предосудительном замечен не был, а также имел ряд поощрений и наград по службе.
Платошкин — профессиональный дипломат. В 1987 году он с отличием закончил МГИМО и до 2006 года работал в советских и российских дипломатических представительствах в ФРГ и США. Он выступал в качестве эксперта в различных теле- и радиопередачах, преподавал, в том числе в Московском гуманитарном университете. В июне 2019 года Платошкин был выдвинут от КПРФ на довыборы депутатов Госдумы в Хабаровском крае, но проиграл представителю ЛДПР.
Оглашая приговор, судья изменила осужденному меру пресечения с домашнего ареста на подписку о невыезде, которая должна сохраняться до вступления приговора в силу.
Кроме того, она вынесла два частных постановления в отношении адвокатов подсудимого Александра Капбы и Александра Обозова, которые, сославшись на отказ от них подсудимого, 19 мая покинули зал суда перед началом прений. Обращения будут направлены в Адвокатскую палату Москвы.
Условный срок вызвал бурю восторга у сторонников подсудимого, которые принялись скандировать фамилию Платошкина и кричать «спасибо» то ли ему, то ли судье. Его пожилой отец и гражданская жена Анжелика Глазкова назвали принятое решение «небольшой победой». «Если суд в апелляции его полностью оправдает, то это будет большая победа», — сказал Business FM отец осужденного. Он был уверен: условный срок это заслуга тех, кто выходил на «улицы» поддерживать сына.
А адвокат Александр Обозов заметил, что «для нашей страны условный приговор равносилен оправдательному». Защитник назвал его незаконным и необоснованным, пообещав принять решение об обжаловании после того, как посоветуется с доверителем и изучит текст судебного акта.
Осужденный же был настроен решительно и пообещал, что «приговор, конечно, будет обжалован». Николай Платошкин поблагодарил всех, кто его поддерживал. «Никаких ограничений на политическую деятельность у меня нет. Я продолжу говорить людям правду и буду бороться за установление социализма законными, мирными методами», — заверил он.
В свою очередь, журналист Максим Шевченко назвал приговор «произволом и беззаконием», направленным против свободы СМИ. Он считает, что Платошкин был осужден «за то, о чем писали абсолютно все вменяемые журналисты». «Нам судья зачитывала региональные писульки от минздравов о том, как все оказывается прекрасно было в борьбе [с коронавирусом]. Мы же знаем как все было. Мы знаем, что есть две статистики — Роспоребнадзора о 86 тысячах умерших [от коронавируса] и Росстата — о 385 тысячах. Платошкин говорил правду, и именно поэтому его [осудили]. Это приговор абсолютно несправедливый», — заявил Шевченко.
По закону жалоба на приговор может быть подана в течение десяти суток.