Бунт рестораторов в Петербурге. Почему бизнесмены хотят открыть свои заведения в новогодние праздники вопреки запретам

Власти Санкт-Петербурга пригрозили серьезными проверками барам и ресторанам, планирующим принимать посетителей в новогодние праздники. Ранее в северной столице несколько заведений объявили о том, что не признают постановление, запрещающее им работать, отказывались закрываться и создали «Карту сопротивления». Лидер протестного движения — хорошо известный в Петербурге предприниматель с весьма интересным бэкграундом.

Бунт рестораторов в Петербурге. Почему бизнесмены хотят открыть свои заведения в новогодние праздники вопреки запретам
© BFM.RU

На карте повилось уже более 100 заведений. Рестораторов понять можно. Они очень ждали этих праздников и хотели не то чтобы заработать, а хотя бы закрыть долги за первый локдаун. Брошенный вызов можно было бы считать резким повышением ставок на переговорах, если бы власти северной столицы такие переговоры вели. Но этого не происходит. Может быть, теперь начнут. Но если нет, то для рестораторов публикация мест, где точно будет нарушаться закон, — это практически самоубийство. Бизнес в ответ на этот аргумент, говорит, что «все равно терять уже нечего». Но это не так, потому что в случае эскалации конфликта — если рестораторы проигнорируют и штрафы, и приостановку деятельности, и тут же сорвут пломбы с опечатанных заведений — властям будет чем ответить, говорит управляющий партнер адвокатского бюро «Соколов, Трусов и партнеры» Федор Трусов.

Федор Трусов управляющий партнер адвокатского бюро «Соколов, Трусов и партнеры» «Если будет административная приостановка, то есть через суд, то при неисполнении его решения все закончится ответственностью уголовной. Если будет дана команда сверху, то наштампуют целую стопку [дел]. Будет все приостановлено, и в последующем все столкнутся с уголовной ответственностью за неисполнение решения суда. Статью 315 УК никто не отменял. [Санкция] — лишение свободы до года».

Так почему же, понимая это, питерские рестораторы остаются такими отчаянными? Во-первых, заявить и сделать — это все-таки разные вещи. Во-вторых, кто-то продолжит работать только для своих по паролям. Такая практика была в первый локдаун, она применяется и сейчас в ночное время, говорит журналист из Петербурга Георгий Марков.

Георгий Марков журналист «Я знаю достаточно много заведений, которые работают и до часу ночи, и до шести утра. Я знаю три заведения, которые закрываются ровно в 23:00. Большинство, процентов 80, работают после 23:00. Многие работают именно по предварительному бронированию. Очень многие заведения поставили себе на телефоны определитель номера. Каждый использует какие-то возможности в меру того, что доступно».

Он добавил, что лично наблюдал картину, как ночью на Думской улице были открыты двери чуть ли не всех баров, а проходящему мимо патрулю не было до этого никакого дела. Просто у всех есть свои связи, и о проверках обычно предупреждают, утверждает журналист. Ну и главное: центр сопротивления рестораторов — это центр города, в частности улица Рубинштейна. Более десятка заведений на созданной карте именно оттуда. Вот что Business FM рассказал лидер протестного ресторанного движения, предприниматель Александр Коновалов.

Александр Коновалов предприниматель «И так еле выжили, жирка нет, мы его в первую волну потратили. У любого, даже самого-самого законопослушного ресторатора, только один путь — не соблюдать закон. Более того, у нас очень много ночных заведений, например, вся улица Рубинштейна в Петербурге. Почти все заведения там мои. Там изначально концепция ночная, и в одночасье невозможно эту концепцию поменять никак».

Александр Коновалов — человек в Питере очень известный. СМИ называют его «куратором» нелегальной торговли в городе. В большом интервью «Медузе» в 2019 году Коновалов открыто говорил, что за определенную плату от рестораторов и уличных торговцев-нелегалов он берет на себя решение их проблем с проверками и прочим контролем. Деньги, как говорил Коновалов, он собирает на выплату штрафов, потому что приходят они на его ИП. И связей с высокопоставленными питерскими полицейскими Коновалов (в прошлом сам оперативник) в принципе не отрицал.

Еще до появления «Карты сопротивления» журналисты «Фонтанки» спросили вице-губернатора Санкт-Петербурга Евгения Елина, собирается ли он в Новый год посетить с проверкой заведения этого бизнесмена. Чиновник ответил: «По обстановке. Может быть, бизнеса Коновалова уже не будет к тому моменту». Но что-то подсказывает, что с учетом постановлений, которые пишут в Смольном, и картиной, которую видят питерские журналисты, как раз таки бизнесу Коновалова не грозит ничего.