Вылететь в трубу: Илон Маск создает будущее наземного транспорта

Над реализацией футуристической транспортной системы Илона Маска работают иностранные студенты, а тем временем результатом антииммигрантских настроений, подогреваемых политиками, стало нападение на иностранцев Кремниевой прерии.

Маск создает будущее наземного транспорта
© Иллюстрация Matthew Lyons

Кто не знает, Кремниевая прерия — это техасский прототип нынешней инновационной Кремниевой (Силиконовой) долины.

29 января 2017 года в Южной Калифорнии был теплый зимний день. Небо было пасмурным, и белый свет отражался от дороги длиной всего 1,6 км, проложенной возле штаб-квартиры SpaceX.

Стоя на подиуме рядом с главой SpaceX Илоном Маском, мэр Лос-Анджелеса Эрик Гарсетти назвал эту свежую полосу асфальта «колыбелью авиакосмической промышленности». Я смотрел на трубу, видневшуюся за спинами мэра и Маска, и думал о будущем. Но меня интересовали не светлые головы в офисах компании и не космические корабли в ангарах SpaceX, а эта труба диаметром 180 см. Стоя на трибуне среди двух тысяч потеющих технарей, я наблюдал за финалом конкурса SpaceX Hyperloop Pod Competition. Соревнование на лучший прототип капсулы для трубы-тоннеля проходило между 27 командами, состоящими из 800 студентов технических вузов, отобранных из 1200 претендентов со всего мира. Протестировать свои капсулы на тестовом участке тоннеля SpaceX Hyperloop удостаивались три команды-победителя.

Идея Маска в том, чтобы разработать поезд-капсулу на воздушных подушках, который домчит пассажира по вакуумному тоннелю до места назначения почти на скорости звука

Когда в 2008 году приняли проект «Предложение 1А» (Proposition 1A) о строительстве высокоскоростных железных дорог, я, как и многие жители Калифорнии, был в восторге. Ведь это означало, что на сверхскоростном поезде расстояние между Лос-Анджелесом и Сан-Франциско можно будет проехать за три часа, в то время как сейчас поездка на машине занимает как минимум 7 часов. Но Илону Маску эта идея не понравилась, и в 2013 году он выложил в сеть свою концепцию Hyperloop, то есть гиперпетли. Альтернативная идея Маска состояла в том, чтобы разработать поезд-капсулу на воздушных подушках, который за 20$ домчит пассажира по вакуумному тоннелю до места назначения практически на скорости звука — 1223 км/ч. На поездку уйдет 35 минут, а на строительство такой экологически безопасной транспортной системы — менее 10% от 64-миллиардного бюджета «Предложения 1А».

За прошедшие 4 года несколько компаний брались за реализацию этой идеи, но так никто и не смог сконструировать капсулы, из чего вытекал вопрос: удастся ли нам прокатиться на сказочном поезде?

На этом этапе подключаются иностранные студенты.

«Целью конкурса было привлечь инновации в транспортные технологии, — говорил Маск, — чтобы люди начали думать о новых способах, а не просто повторяли уже существующие решения, чтобы исследовали границы возможного. Верю, мы увидим более невероятные вещи, чем могли себе представить».

Толпа гудела, опьяненная открывающимися возможностями новых невероятных идей Маска. Когда все речи были сказаны, присутствующие наконец могли посмотреть на прототипы в действии. Камеры, установленные на капсулах, снимали их пробег по тоннелю и сразу же выводили изображение на плазменные экраны. Поскольку каждой капсуле требовалось более 30 минут на загрузку и сброс давления, я пошел смотреть на команды, дойдя до палатки Университета Цинциннати, где 30 студентов из команды Hyperloop UC любовались на свое детище. Большинство участников команды были из Индии, несколько из Иордании и Вьетнама.

Дональд Трамп подписал запрет на въезд в США гражданам шести стран с преимущественно мусульманским населением

«Нам первым удалось добиться пассивной левитации», — говорит 26-летний студент строительного вуза из индийского города Пуна. Они заставили капсулу парить в воздухе! Но все же я не мог не думать о другом: каково это, быть иностранным студентом из, скажем, Индии или Иордании и жить в «красном штате Огайо в 2017 году (в США штаты делятся на красные и синие: «красные» — консервативные — голосуют за республиканцев, «синие» — за демократов).

Состав команды Hyperloop UC не является чем-то из ряда вон выходящим. Американские вузы были представлены двадцатью командами, и некоторые были из штатов, поддерживающих Трампа. Во многих командах есть много талантливых иностранцев, в основном из Индии, что совершенно логично. Во время учебного года 2015/16 в американских университетах было более 1 миллиона международных студентов, преимущественно из Китая или Индии, приехавших получить научную или инженерную специальность. Неудивительно, что состав команд отразил эту тенденцию, а время прохождения конкурса подчеркнуло актуальность этого вопроса. Двумя днями ранее, после проведения кампании, наполненной антииммигрантскими заявлениями, президент Дональд Трамп подписал запрет на въезд в США гражданам шести стран с преимущественно мусульманским населением.

После первого конкурса Hyperloop UC празднует месяцы ночных заседаний на фоне заката на Западном побережье.

Конечно, студентов калифорнийских университетов указ напрямую не коснется. Никто из участников конкурса не приехал из стран, которым запрещен въезд, и среди них только один мусульманин, но Трамп много раз критиковал визовую программу Н-1В, существующую уже 26 лет и популярную среди работодателей из-за возможности предоставлять рабочую визу иностранным наемным работникам и иностранным студентам технических специальностей по окончании вуза. Вдобавок расистски настроенные противники иммиграции часто путают жителей Индии и террористов со Среднего Востока. «Они не особо сильны в географии», — метко заметил комик Азиз Ансари в Saturday Night Live на следующий день после инаугурации Трампа.

Мы знали, что если есть место на земле, где у нас может что-то получиться, то это Америка

29 января 2017 года Лос-Анджелес протестовал против «антимигрантского» указа Трампа. А я стоял возле Илона Маска, иммигранта из Южной Америки и бывшего иностранного студента.

В плотном кольце сотрудников SpaceX и телохранителя Маск ходил от палатки к палатке и разговаривал с благоговеющими участниками конкурса. Я же пошел дальше — узнавать о студентах и их историях: технологии были мне менее интересны.

Я снова вспомнил об этих студентах несколько недель спустя, когда узнал о стрельбе в пригороде Канзас-Сити: злоумышленник в баре стрелял в двух выходцев из Индии. Это были 32-летние инженеры Шринивас Кучибхотла и Алок Мадасани. Учась в магистратуре, им удалось получить работу в компании Garmin, мирового лидера GPS-навигационной техники, а с ней и заветные визы Н-1В, дающие право легально работать. В некотором роде Кучибхотла и Мадасани были теми, кем студенты Hyperloop UC могут стать через 7 лет: инженерами, покинувшими дом, чтобы разрабатывать новые технологии и менять мир.

Когда в тот вечер стрелявший подошел к ним, он крикнул: «Вон из моей страны!» — и нажал на курок.

• • •

Концепция Hyperloop звучит футуристично, но она не новая. В основе лежит один из простейших физических законов: при разгоне возникает сопротивление, или трение. Большая часть топлива, потребляемого любым транспортным средством, сжигается для преодоления этой силы трения. Именно поэтому самолеты летают на большой высоте, где воздух разреженнее. Однако в закрытом пространстве воздух можно разрядить искусственно, что увеличит скорость и КПД.

Футуристы начали разрабатывать и патентовать варианты транспортировочных систем с 1915 года, но, благодаря Tesla и работе с солнечной энергией, Маск стал главным изобретателем в области транспорта и альтернативных источников энергии. Когда он описал транспортную систему с нулевым энергопотреблением, перемещающуюся по тоннелям и работающую от солнечных батарей, настроенную на атмосферное давление, равное высоте 45 км, и соединяющую два крупных города страны за меньшее время, чем требуется для авиаперелета, эффект был мощный и вызвал цепную реакцию.

Шияни родился и вырос в Мумбаи и хотел стать астронавтом. Он жил в одном из самых густонаселенных городов мира, так что не мудрено, что ему хотелось сесть на ракету и улететь подальше из этого бедлама

Капитан команды Hyperloop UC Дхавал Шияни узнал о концепции Маска спустя 2 года после ее публикации. Шияни исследовал свойства гидродинамики в аэрокосмической лаборатории при Университете Цинциннати. Работая по ночам сторожем в общежитии, он наткнулся на проект Маска, выложенный в свободном доступе. Когда в июне 2015 года Маск объявил о конкурсе Hyperloop, Шияни стал уговаривать знакомых с инженерного факультета принять участие. Пять одногруппников-индусов согласились со словами: «Мы знали, что если есть место на земле, где у нас может что-то получиться, то это Америка».

Шияни родился и вырос в Мумбаи и хотел стать астронавтом. Он жил в одном из самых густонаселенных городов мира, так что не мудрено, что ему хотелось сесть на ракету и улететь подальше из этого бедлама. Шияни читал о Ниле Армстронге и первых высадках «Аполло».

Со временем увлекся американской культурой. «Америка — это сказка, — говорит он. — Кажется, что все величайшие изобретения пришли оттуда. Там сбываются мечты».

Собравшись первый раз в 2015 году, Hyperloop UC только обсуждали идеи. Никто ничего не строил и не собирал. Шияни был уверен, что они смогут придумать работоспособную систему, которую примут в качестве заявки на участие в соревновании, но, если их выберут представлять свой концепт в Техасе перед 80 судьями в январе 2016 года, им нужны будут деньги и больше интеллектуальной мощи. И Шияни знал, к кому обратиться.

Сид Тэтэм приехал в Университет Цинциннати в 2012 году из индийского города Ченнаи изучать проектирование, но вскоре он обнаружил, что у него отлично получается налаживать нужные знакомства. В кампусе он везде успевал: вступил во все студенческие группы, стал президентом студенческого совета и подружился с вице-президентом университета Санта Оно. Все это в нагрузку к получению диплома магистра по специальности инженер-химик и степени MBA. Но Тэтэм нашел время и для Hyperloop. Это было то, ради чего он и приехал учиться в США.

Шияни, Тэтэм и их друзья решили не копировать разработку поезда Маска, а разработать Hyperloop Midwest — из Цинциннати в Чикаго за 30 минут. В обстановке жестокой конкуренции Hyperloop UC прошла два этапа и была отобрана для поездки в Техас в составе 124 команд. На дорогу в Колледж-Стейшн, Техас, ушло 30 часов. Ребята ехали машиной, периодически останавливаясь в «Старбаксах» воспользоваться wi-fi , и всю дорогу «шлифовали» презентацию. Их проект впечатлил жюри, состоявшее из преподавателей факультета и инженеров SpaceX. Команда вышла в финал, но не попала в пятерку лучших, которые получат финансирование для создания прототипов капсул. Так что теперь команде Hyperloop UC надо было найти шестизначную сумму, чтобы самим с нуля воплотить свой проект.

Кофе и пицца не помогали — ошибка не выявлялась. И вот наконец в 9 часов вечера капсула поднялась...

Опыт Тэтэма в студенческом самоуправлении подсказывал, что в бюджетах кафедр есть деньги, которые команда могла бы получить для своего проекта. Из Техаса он твитнул Оно и по приезде с ним встретился. Так команда получила 50 000$. А пока Шияни подыскивал состав технической группы, две местные компании взялись предоставить материалы и помощь: Tri-State Fabricators изготовили корпус капсулы, а Cincinnati Incorporated предоставили материалы и методическое руководство. Команда начала сборку капсулы, работая по ночам. Торжественная презентация была назначена на 17 октября 2016-го, однако им все не удавалось достичь свободного перемещения в вакууме. Надо было отшлифовать инженерный аспект работы.

Кофе и пицца не помогали — ошибка не выявлялась. И вот наконец в 9 часов вечера капсула поднялась — всего на несколько миллиметров от пола, но это была левитация. Все были счастливы. В 14:00 Шияни и Тэтэм продемонстрировали капсулу участникам команды, попечителям университета, производственным партнерам и местным СМИ. Проект, начавшийся с идеи Шияни, охватил десятки студентов, университетскую администрацию и частный бизнес и стал предметом гордости всего города. Где-то за пределами этого маленького университетского мирка в стране бушевала беспощадная президентская кампания, но здесь — в Центре выпускников — демократы, республиканцы, коренные американцы и иммигранты собрались вместе ради общего дела, и с мероприятия они ушли, веря в то, что у их команды есть шанс выиграть чертов конкурс.

• • •

Перемотаем вперед на четыре месяца и окажемся в пригороде Северо-Восточного Канзаса. Административный центр округа Джонсон — город Олейт — имеет население в 133 тысячи жителей и находится в 30 км от Канзас-Сити. Благодаря двум десятилетиям инвестиционных вливаний капитала высоких технологий, теперь это центр Кремниевой прерии, охватывающей штаты Канзас, Миссури, Айова и Небраска. Сюда переехало много семей из Африки, Азии, Латинской Америки и Среднего Востока, а согласно данным городского отдела образования в школах Олейта говорят на 84 языках. Выходцы из Индии составляют самую крупную группу иммигрантов в округе, поэтому в городе множество магазинчиков со специями и ресторанов индийской кухни, сикхских и индуистских храмов, а в местном кинотеатре идут хиты Болливуда. Многие иностранцы-резиденты работают в крупных корпорациях, например Sprint, Cerner, Honeywell и, конечно, Garmin, местной компании по производству навигационной техники и втором крупнейшем работодателе города.

Главный офис компании заполнен студиями промышленного дизайна, проектными лабораториями и авиационными симуляторами, и прямо на той же улице расположен один из самых популярных спортивных баров Олейта — Austins. Именно туда 22 февраля около 6 часов вечера пришли сотрудники авиационной группы Garmin Шринивас Кучибхотла и Алок Мадасани. Они были постоянными посетителями, прозванными работниками бара «парнями Джеймсон», поскольку любили потягивать виски, сидя за столом на маленьком патио, где можно было курить. Мадасани говорит мне: «Там мы любили зависать после работы». Они познакомились в 2008 году в Айове в проектной фирме Rockwell Collins, и, когда в 2014 году Кучибхотла нашел перспективную работу в Garmin, он позвал и Мадасани.

Вместо того чтобы скорректировать в остальном продуктивную программу, Трамп обещал вообще отменить программу Н-1В, которая помогает инженерам получить вид на жительство и вносить свой вклад в экономику Америки

Они только вошли в Austins, как к барной стойке подошел Адам Пуринтон, ветеран-морпех, а нынче безработный IT-специалист. С бокалом пива он забрел на патио и завел разговор с инженерами. Спросил, легально ли они находятся в стране, и затем начал выкрикивать расистские оскорбления. Сначала парни не обращали на Пуринтона внимание, потом Мадасани все же пошел предупредить администрацию заведения. Один из завсегдатаев бара помог вывести дебошира.

Кучибхотла окончил Университет Техаса в Эль-Пасо с дипломом магистра по электротехническому проектированию; Мадасани изучал проектирование в Университете Миссури в Канзас-Сити. Как сотрудники компании Garmin, они находились в Америке по действительным рабочим визам H-1B.

В последнее время лазейки в законе позволяли аутсорсинговым агентствам брать на места американских сотрудников иностранцев с неамериканским образованием на урезанные зарплаты. Но, вместо того чтобы перекрыть лазейки в законе и скорректировать в остальном продуктивную программу, Трамп обещал вообще отменить программу Н-1В, которая помогает инженерам, таким как Кучибхотла и Мадасани, получить вид на жительство и вносить свой вклад в экономику Америки.

© Капсула Hyperloop UC

Настроения уже не было, и парни попросили их рассчитать, но их счет уже оплатил другой посетитель. Все официантки подошли обнять парней. Мужчин это тронуло, и они заказали еще выпивки, чтоб оставить чаевые. Безобразная сцена выявила людскую доброту, и им хотелось выразить благодарность.

30 минут спустя они все еще сидели за своим столиком, и тут вернулся Пуринтон. Он прошел прямо на патио, с белым шарфом вокруг лица и пистолетом в руке. Мадасани услышал, как кто-то крикнул: «Он вернулся с пистолетом, чувак!» Затем Пуринтон начал стрелять. Он три раза попал в Кучибхотлу. Мадасани попытался спрятаться, но Пуринтон выстрелил и в него, попав в бедро, и убежал. Клиенты бара и сотрудники вызвали скорую помощь и отправили раненых в медцентр.

Пуринтон объявился в баре Applebee в г. Клинтон, Миссури, где признался бармену в убийстве «двух среднеазиатов» и пустился в бега. Приблизительно в это же время полиция подъехала к дому Кучибхотла. Они позвонили в дверь и сообщили его жене, Сунаяне Думале, что ее муж погиб.

Известие о стрельбе прокатилось по всем соцсетям местной индийской общины, эхом прошло по храмам и офисам техкомпаний. В Первой баптистской церкви устроили поминальную службу. Компания Garmin провела поминовение двумя днями позже, а перед баром Austins соорудили временный алтарь, куда скорбящие приносили цветы.

В прошлом году вклад иностранных студентов в американскую экономику составил более $30 миллиардов и 400 000 рабочих мест

23 февраля Пуринтона обвинили в убийстве первой степени. Ему светит 50 лет без права на условно-досрочное освобождение. ФБР немедленно приступило к расследованию, классифицируя его как преступление на почве ненависти. Вне зависимости от того, будут ли такие обвинения выдвинуты, ненависть действительно кажется центральным мотивом преступления, и подобных случаев становится все больше. Наблюдаемый в последнее время рост числа инцидентов подобного рода имеет отношение к политическому дискурсу, педалируемому Трампом. Взаимосвязь между политической риторикой и статистикой преступлений на почве ненависти очевидна — когда политики демонизируют какую-то группу населения, следует всплеск насилия.

Я приехал в Олейт через 5 недель после стрельбы и поговорил с десятками людей всевозможных национальностей и политических взглядов, которые были потрясены случившимся. Я сходил в мечеть, где собираются для молитвы иммигранты из Алжира, Пакистана, Палестины, Сирии, Йемена и Египта. Для них не осталось незамеченным, что пули Пуринтона предназначались мусульманам. И все же постер с сердечками, оставленный после выстрелов на пороге мечети, теперь висит внутри на стене. Помимо прочего на нем написано «Это твой дом».

• • •

Тем временем в Цинциннати команда Hyperloop UC собирается с силами после неудач, которые стоили им победы в конкурсе. Расписание Сида Тэтэма было настолько заполнено, что он даже перестал ночевать дома. В день у него восемь лент и две подработки, но он продолжает заниматься делами Hyperloop UC и студенческим управлением, поэтому спит в своей лаборатории на полу, а душ принимает в спортзале четыре раза в неделю.

Его награда за столь тяжелую работу — это тикающие часы. «Все начнется в момент получения моего диплома», — говорит он. Студенческая виза не дает права работать, и после окончания университета есть 60 дней, чтобы найти работу и получить заветную рабочую визу H-1B или отправиться домой. У Тэтэма дипломирование в августе. «В университетах есть центры профессионального развития, которые могут связать тебя с работодателями, но дадут ли они работу иностранному студенту?» Многое зависит от президента.

У более половины американских стартапов один из основателей иммигрант, и иммигранты в два раза чаще местных основывают новые компании

18 апреля Трамп подписал приказ, который поставил под угрозу визы H-1B. «Как будто на плечах тяжелый груз, — говорит Тэтэм. — Но я продолжаю пахать, надеясь, что это даст свои плоды».

Маловероятно, чтобы экономике США пошел на пользу отъезд таких людей, как Тэтэм, который в апреле получил президентскую медаль за особые достижения от Университета Цинциннати. Согласно отчету Фонда Кауффмана за 2016 год, «У более половины американских стартапов один из основателей иммигрант, и иммигранты в два раза чаще местных основывают новые компании». Отмена возможностей, предоставляемых визой H-1B, может негативно повлиять на желание иностранных студентов учиться в Америке, а они, по данным Ассоциации международных деятелей образования NAFSA, в прошлом году внесли в экономику США более $30 миллиардов и создали или поддержали более 400 000 рабочих мест.

Как и Тэтэм, Шияни дипломируется этим летом. Вне зависимости от наличия у него визы H-1B, его усилия не пропадут даром. Hyperloop UC надеется построить свой собственный участок гиперпетли в Цинциннати между восточным и западным кампусами университета. Капсулы не будут перемещаться на сверхскоростях, но двигаться над поверхностью.

Проектом уже заинтересовался университет, а значит, это будет первая в мире функционирующая транспортная система такого рода. А пока Шияни работает над созданием Исследовательского центра современных транспортных средств при машиностроительном отделении. Центр будет исследовать капсулы, дроны и автономный транспорт и электромобили. Скоро университет лучше оснастят для обучения инженеров, работающих над развитием средств передвижения. А все потому, что индийский паренек, работающий по ночам, прочитал размышления о будущем другого инженера-иммигранта, имеющего свою американскую мечту.