Хроника гуманитарной мысли: научные доклады как способ решения общественных проблем
В Москве 31 марта и 1 апреля пройдет ежегодная конференция журнала «Новое литературное обозрение» XXV Банные чтения. По мнению авторов, конференция — одно из важнейших научных событий постсоветской России, а по выступлениям можно проследить развитие гуманитарной мысли в стране. T&P публикуют четыре выступления с конференций разных лет и рассказ главного редактора издательства Ирины Прохоровой о том, как создавались Банные чтения, чем они отличаются от других научных мероприятий и зачем решать проблемы общества с помощью докладов. Ирина Прохороваисторик культуры, критик, редактор и основатель издательства «Новое литературное обозрение» * Прямая трансляция конференции будет доступна по ссылке. Идея конференции выросла из логики журнала. Первый номер «НЛО» вышел в декабре 1992 года, а в июне 93-го у нас уже прошли первые Банные чтения, которые мыслились как продолжение стратегии журнала. Главной задачей «НЛО» на первом этапе было собрать силы, ведь в советское время множество наших коллег были вынуждены уехать, и для советской науки они были потеряны: их не могли ни печатать, ни часто упоминать. Возникла необходимость разговора о том, что такое российская гуманитарная традиция и какой должна быть новая гуманитарная наука.Еще один важный момент — это выработка нового жанра конференции. Те официальные конференции, которые проводились в советские времена, были долгими, скучными; хорошие доклады на них звучали редко. Сознательно или неосознанно мы приняли эстафету от московско-тартуских посиделок, на которых блестящие люди в неформальной обстановке читали друг другу доклады. Эта идея, сочетающая серьезную научную мысль и отсутствие бюрократических условностей, идея дружеского кружка, но уже выходящего в публичное пространство, и была заложена в первых Банных чтениях.Я хорошо помню эмоциональный эффект, почти культурный шок, который мы испытали, проводя первую конференцию: фактически на ней не было ни одного плохого доклада, чего в те времена не встречалось. Помню охвативший нас восторг, внутренний подъем, помню, как мы потом на радостях поехали выпивать в наш Банный переулок, где располагалась редакция «НЛО». Складывалось ощущение, что научный мир в лице его лучших представителей начинает объединяться.Разумеется, конференция эволюционировала, это видно по самим ее темам. Чем дальше, тем больше Банные чтения, как и сам журнал, отражали развитие гуманитарной науки в постсоветской России. Уже первые чтения собрали не только литературоведов, но и социологов (а политологов, например, тогда даже не существовало как профессионального сообщества). Если перечитать отчеты о конференции, станет видно, как менялось время. В первом обзоре — безудержное веселье, радость раскрепощения и даже немного дуракаваляния. Потом, по мере усложнения задач и изменения контекста, конференция приобретала все более серьезный вид.Важно, что мы одними из первых заложили традицию дискуссий сразу после докладов. И это не просто условность, ведь конференция — это площадка для научных и социальных диспутов, и смысл ее не столько в чтении докладов — их, в конце концов, можно записать и выложить в сеть, все потом посмотрят. Важно именно то, как работает мысль и как она воздействует на последующие выступления.Многие проблемы российской жизни связаны с тем, что темы, не попадающие в зону публичной дискуссии, не артикулируются и потому не решаются. Отсюда ощущение бесконечного хождения по кругу. Когда мы читаем Салтыкова-Щедрина и говорим: «Боже мой, это про наше время», — происходит это не потому, что общество не способно эволюционировать, а потому, что замалчиваемые проблемы остаются скрытой болезнью. Наша конференция, конечно, не стремится к решению всех вопросов, однако ее особенность заключается в том, что на обсуждение выносятся как проблемы самих гуманитарных наук, так и проблемы общества. Отсюда и среда, связанная с «НЛО», — не только авторы, но и просто думающие люди. Мне кажется, я могу гордиться тем, что я мои коллеги смогли создать своего рода вольный университет — или публичную интеллектуальную площадку, подающую социальную проблематику на мощном фундаменте профессионального знания. Хроника докладов Как начинались «Православие, самодержавие и народность» Андрей Зорин, первые Банные чтения, 21–22 июля 1993 годаИсчезновение политического Михаил Ямпольский, XII Банные чтения, 1–3 апреля 2004 годаНедавнее прошлое в перспективе философии времени Борис Гаспаров, XV Банные чтения, 29–31 марта 2007 годаЗакрытое общество и geschlossene Gesellschaft: профессионалы, любители и власть Наталья Скрадоль, XXIV Банные чтения, 1–2 апреля 2016 года