Рыночные отношения: как устроены приложения для знакомств и как мы в них себя ведем

В глобальном мире с новыми технологиями, урбанизацией, консюмеризмом и мобильностью меняются и ежедневные социальные практики. Это касается даже дружбы: мы все чаще переписываемся с друзьями и не представляем свою жизнь без мессенджеров и социальных сетей, которые позволяют постоянно быть на связи. Личное пространство перестало быть личным: мы активно делимся своей жизнью с окружающими. Фото в зеркале ванной или туалета — яркий пример того, как, сфотографировавшись в приватном пространстве, мы делаем снимок публичным и ждем реакции виртуального сообщества. Сфера знакомств не осталась в стороне: мы выходим в сеть в поисках второй половинки, и случаев, когда пара познакомилась в интернете, становится все больше. Больше не стыдно Тема знакомств в сети долгое время была стигматизирована: среднестатистический пользователь сайта знакомств представлялся нам кем-то, лишенным нормальных навыков коммуникации. Было стыдно иметь профиль на сайте знакомств, стыдно быть раскрытым, стыдно рассказать об этом друзьям. Любовь должна была прийти неожиданно, подарить нам крылья. В рамках такой логики романтические отношения просто не могут быть результатом систематичного пролистывания профилей кандидатов, подобранных алгоритмом искусственного интеллекта. Ситуация меняется: например, по данным Pew Research Center, с 2005 по 2015 год доля взрослых американцев, которые считают, что онлайн-дейтинг – хороший способ с кем-то познакомиться, выросла с 44% до 59%, а доля тех, кто уверен, что сайтами знакомств пользуются только совсем отчаявшиеся люди, напротив, сократилась с 29% до 23%. Доля молодых взрослых в США, которые сами пользуются сайтами или приложениями для знакомств, только с 2013 по 2015 год выросла почти в три раза. Среди россиян пока в интернете готовы знакомиться только 25%, а 52% предпочитают делать это офлайн – к таким выводам в 2012 году пришел ВЦИОМ. После этого российские исследовательские компании к теме не возвращались. В России первые сайты знакомств появились в начале 2000-х годов, и с тех пор их число неуклонно растет. Однако настоящую революцию на рынке произвели мобильные приложения. Один из самых успешных примеров — Tinder. Приложение легко устанавливается на смартфон, синхронизируется с Facebook и предлагает пользователю добавить небольшое описание себя: максимум 6 фотографий и текст длиной не более 500 символов. После этого задаются параметры поиска: пол, возраст и, что немаловажно, радиус диапазона для возможного знакомства. Tinder отображает профили людей и предлагает каждому в потенциальной паре сделать выбор: поставить «лайк» (смахнуть вправо), если вы хотите начать общение, или отказаться (смахнуть влево). Приложение радикальным образом меняет подход к онлайн знакомствам: за счет формата, настроек и интерфейса достигается эффект мобильности и синхронности. Знакомства онлайн перестают быть ритуалом: достаточно достать смартфон — и через 20 минут можно встретиться с человеком, который показался вам привлекательным. Результат – 1,4 млрд «смахиваний» и 26 млн «пар» в день в 196 странах. По законам рынка Зачем мы приходим в Tinder? Что и кого ищем на его просторах? Существует множество теорий, объясняющих эту практику: как уже хорошо известные (пирамида Маслоу), так и новые, учитывающие особенности приложения. Например, бельгийские исследователь массовых коммуникаций Элизабет Тимерманс и психолог Элиэн Де Клов считают, что основная мотивация пользователей Tinder — это социальное одобрение и повышение самооценки. За счет быстрой механики принятия решений можно просмотреть десятки профилей за раз. Большое количество «пар» — следствие взаимных «лайков» — создает ощущение принятия и собственной привлекательности. Это может стать, скажем, одним из инструментов терапии после недавнего расставания. Частотой упоминания пользователями в качестве целей выделяются, безусловно, романтические и сексуальные отношения — причем мы все чаще видим в описаниях «серьезные намерения» и «поиск спутника жизни». Но Tinder, как и другие соцсети, — в том числе инструмент для развлечения. Его используют путешественники в поисках советов от «местных» и «местные», которые хотят практиковать иностранный язык. Иногда в Tinder ищут даже бизнес-партнеров. У Tinder есть ряд очевидных плюсов по сравнению с традиционными сайтами знакомств: возможность встретиться здесь и сейчас, упрощенный интерфейс, который сокращает время на поиск партнера, и минимальная вероятность обмана — за счет синхронизации с профилем в соцсетях. Создается «рынок» онлайн-дейтинга, работающий по законам спроса и предложения: «потребители» присматриваются к профилям потенциальных партнеров, как к товарам. Каждый может, как грамотный маркетолог, провести «исследование рынка» и построить свой профиль так, чтобы привлечь интересных ему людей. Эта рациональная схема определяет нашу стратегию самопрезентации. Показать себя Задумываемся ли мы о создании «правильного» образа, заполняя свой профиль, и чем руководствуемся? Есть разные стратегии самопрезентации, и объяснять их можно тоже по-разному. Американский социолог Ирвинг Гофман полагает, что процесс подбора подходящей «роли» вообще неосознанный: мы заполняем профиль про себя, но если попросить постороннего человека оценить его, можно не узнать того, кого он опишет. Американские социальные психологи Эдвард Джонс и Тэйн Питтман считают, что самопрезентация — источник власти в межличностных отношениях; а для их коллег Роя Браумейстера и Эндрю Стейнхилбера это практика самовыражения, одна из естественных потребностей человека. Исследователи также рассматривают онлайн-коммуникацию как площадку для экспериментов с идентичностью. Tinder позволяет стать соблазнительной красавицей или интеллектуалом в очках, меняя фото и описание себя — а таким образом и круг потенциальных партнеров. Открывая приложение, пользователь видит фотографию, которая должна его «зацепить», и текст, который дает сигналы о системе ценностей другого человека, создает более полное впечатление. Любопытно, что несмотря на тенденцию рационализировать поиск романтических отношений — сам Tinder, собственно, именно про это — пользователи склонны избегать «открытого текста»: они говорят метафорами и употребляют устоявшиеся положительные характеристики в описании самих себя и требованиях к партнеру, чтобы, если говорить категориями рынка, не сужать целевую аудиторию. Сегодня мобильные приложения для знакомств — простой и быстрый способ найти партнера для романтических, деловых или дружеских отношений. Но для успешного их использования необходимо учитывать законы этого рынка, где коммуникация начинается еще до того, как открылось окно переписки.