Со своим марсоходом. Юный омич поедет в США на олимпиаду по робототехнике
На минувшем XIII Балтийском научно-инженерном конкурсе, в котором принимали участие более 400 юных учёных, школьник Артём Павленко оказался в числе лауреатов с проектом марсохода в масштабе 1:8, и теперь вместе с тремя другими победителями ему предстоит отправиться на конкурс Intel ISEF в США. О том, как школьнику удалось добиться таких результатов и чем он увлекается помимо робототехники, читайте на сайте omsk.aif.ru. Скромный изобретатель При транспортировке из Омска в Санкт-Петербург марсоход пострадал, поэтому работал не совсем так, как предполагалось, но это не помешало жюри по достоинству оценить работу школьника. Артём Павленко «У марсохода были большие проблемы с системой передвижения, они пострадали при переезде, - рассказывает Артём. – У него разъезжаются колёса, и он едет не совсем туда, куда надо. Следующий прототип, который я буду представлять на Intel ISEF, будет в таком же масштабе, но доработанный и без проблем с механикой». Подобные проекты уже разрабатывались, однако марсоход омича действительно уникален в своём роде – к аппарату разрабатывается некий модуль, который должен будет забрать марсианский грунт, чтобы выращивать в нём картофель. Такой овощ школьник выбрал неслучайно – он вдохновился сюжетом фильма «Марсианин» и предположил, что помимо картошки по русской традиции на Марсе можно будет выращивать ещё и помидоры. «Я задаюсь вопросом, почему к моему изобретению такой повышенный интерес. Я не считаю себя великим изобретателем, и свой проект я великим не считаю. Я сделал прототип марсохода. Он нужен для того, чтобы на земле отработать базовые принципы работы настоящего марсохода». Артём называет себя разносторонней личностью: с удовольствием играет на гитаре, случает тяжёлый рок, ходит в походы, рыбачит. Особенно увлекают подростка опыты с электричеством, права, технику безопасности, по его словам, он соблюдает далеко не всегда. Есть, на кого равняться Робототехникой школьник занимается на протяжении нескольких лет – это хобби его настолько увлекло, что и будущую свою профессию он хочет связать с инженерией. Правда, в школьном дневнике далеко не по всем предметам у Артёма стоят «отлично» и «хорошо»... «Я собираюсь поступать в МГТУ им. Баумана, если, конечно, сдам ЕГЭ. А если нет, то пойду в армию», – рассказывает школьник. Помимо марсохода, в копилке омича есть и другие технические изобретения – в прошлом году был разработан спутник для дистанционного зондирования земли, в 2014 году – беспилотники, ещё раньше – робот-картограф и симулятор игры на гитаре. Своё вдохновение школьник черпает из истории космонавтики. Артём отмечает, что главная черта характера изобретателя или учёного – жажда знаний и желание применить их на практике. «Для меня всегда была интересна история советской космонавтики, – признаётся школьник. – Есть два великих человека – Сергей Королёв и Глеб Лозино-Лозинский. Никто в мире не сумел пока повторить их успех. На них стоит равняться». Своими силами Средства на закупку деталей для проектов учащиеся находят сами: кто-то подрабатывает, кому-то помогают родители. Близкие Артёма всегда поддерживали его увлечение и относились к хобби ребёнка серьёзно. «Моим родителям хочется сказать огромное спасибо за то, что с пониманием относятся к моим интересам. Финансирование тоже ложится на их плечи, никакой поддержки извне нет, всё тянем сами». Скоро школьнику предстоит отправиться за океан, чтобы показать своё изобретение в США. На вопрос, остался бы он там работать, если бы предложили, подросток отвечает, что любит родину и хотел бы трудиться в России, где на изобретения и учёных уделяли бы большее внимание и интерес.