Чем заняться в России: навести «Синюю птицу» под Южноуральском
В южноуральских степях, неподалеку от поселка Увельский, расположен военный аэродром Упрун. Место труднодоступное во всех отношениях — лететь до Челябинска, потом три часа по трассе на такси до Южноуральска, войсковая часть, секретные объекты, люди, которые там бывали, получали разрешение от командующего ПВО. Но если тебе удастся договориться, тут тебя, конечно, ждет настоящий космос (не зря его уже запечатлели в рамках одного культового фотопроекта). В таких местах (где местные ходят собирать грузди с вилами) открываются даже не двери, а прямотаки ворота восприятия. На данном аэродроме базируется 320-я отдельная авиационно-транспортная эскадрилья 5-й армии ВВС и ПВО, обслуживающая подразделения поисково-спасательного отряда Центра подготовки космонавтов им. Ю.А. Гагарина (ЗАТО г. Звездный городок Московской области), в задачи которого входит плановая и, если необходимо, внеплановая эвакуация экипажей космических кораблей после приземления из районов казахстанской степи. [INTERESTING] Помимо места базирования Ми-8, Ми-26, Ан-12, Ан-24 и способности принимать ИЛ-76 ТД, в поисково-спасательных подразделениях четвертый десяток лет несут службу уникальные машины выдающегося советского конструктора-самородка, главного конструктора СКБ ЗИЛ Виталия Андреевича Грачева — шнекороторные снегоболотоходы и комплексы «Синяя птица». В 1975 году появились первые экземпляры спасательного автомобиля высокой проходимости, пригодного для загрузки в грузовой отсек военно-транспортного самолета. Были разработаны две унифицированные модификации: грузовая с манипулятором ЗИЛ-4906, на языке спасателей именуемая «Краном», и пассажирская ЗИЛ-49061, которую спасатели зовут «Салоном». Приложением к ним служил легкий шнекоход ЗИЛ-29061, перевозимый на «Кране», — его спасательный отряд может взять с собой на место аварийной посадки спускаемого аппарата в труднопроходимой местности. Для всех машин этого комплекса была выбрана ярко-синяя окраска, чтобы их было хорошо видно на белом снегу, в зеленой степи и желтой пустыне. За это ЗИЛ-4906 и ЗИЛ-49061 прозвали «Синими птицами». С 1984 года на «Синие птицы» ставили новейшие радионавигационные комплексы, позволяющие точно определить место посадки разыскиваемого спускаемого аппарата, поддерживать связь с космонавтами, экипажами самолетов и вертолетов. [INTERESTING] В 70-е годы, когда вовсю шло освоение космоса, появилась проблема, заключавшаяся в поиске вернувшихся из полета космонавтов. А как известно, их может выбросить в любой точке Земли, недоступной для прохождения техники. И тогда по просьбе главного конструктора космических программ С.П. Королева началась разработка особого вездехода с очень высокой проходимостью. За это дело взялось специальное конструкторское бюро (АМО) ЗИЛ, где главным конструктором был Грачев. Он предложил установить вместо колес и гусениц два полых цилиндра-поплавка с наваренными сверху спиралями архимедовых винтов. В результате был построен шнекоход ЗИЛ-2906 (позже модернизированный ЗИЛ-29061). Особая конструкция шасси позволила машине преодолевать практически любые препятствия. Шнекоход-амфибия мог ездить по грунту, по болоту, по снегу, плавать по воде. Единственное, чего он не мог, — передвигаться по асфальту, поэтому его доставляли к месту работы на грузовике. Всего шнекороторных вездеходов ЗИЛ-2906 (29061) с 1980 по 1991 годы было выпущено 20 штук. И по сей день эти машины занимаются эвакуацией космонавтов и спасательными операциями в труднопроходимой местности. И единственная страна в мире, которая имеет на вооружении такие машины, — это Россия.