РКС разработала новые датчики статического напряжения для микроспутников
Компания «Российские космические системы» (РКС, входит в «Роскосмос») создала миниатюрный измеритель параметров электризации для систем защиты спутниковой электроники от повреждений и помех, сообщает пресс-служба РКС. «Габариты нового датчика в четыре раза меньше, чем у существующих аналогов, что позволяет применять его даже на микроспутниках. Характеристики устройства полностью подтверждены в ходе испытаний, и оно готово к серийному производству», - говорится в сообщении. «Нам удалось создать полнофункциональный электростатический датчик, который не требователен к энергопотреблению, надежен и в четыре раза меньше существующих сегодня аналогов», - сообщил главный конструктор по направлению электрофизических измерений АО «НПО Измерительной техники» (входит в РКС) Николай Пушкин, которого цитирует пресс-служба. Отмечается, что космический аппарат подвергается воздействию потоков плазмы, электромагнитных излучений и других волн. Это приводит к электризации его поверхности, причем разные ее участки в зависимости от свойств материалов и их ориентации по отношению к Солнцу могут заряжаться по-разному, а значения электрических потенциалов могут достигать десятков киловольт. Электрические напряжения между отдельными участками поверхности космического аппарата создают риск разряда, который может привести к сбою в передаче полезной информации и выходу из строя отдельных электронных компонентов. Для корректировки работы бортовых систем и включения систем защиты используется мониторинг электростатического напряжения. Для этого на космические аппараты и ракеты-носители устанавливаются специальные датчики, обеспечивающие контроль электростатических полей и разрядов. Для эффективного контроля электризации требуется установить на космический аппарат несколько датчиков, что ранее не всегда было возможно из-за их размера и веса. Разработанное холдингом РКС миниатюрное устройство нового поколения позволяет решить эту проблему. Вес нового датчика составляет около 40 граммов против 300 для аналогичного устройства предыдущего поколения. Таким образом, вместо одного датчика электризации на борт космического аппарата можно будет установить семь, что существенно повысит точность расчетов при создании систем активной и пассивной защиты от космического электричества.