CES-2017: автомобили превращаются в роботов
На CES 2107 участвовали практически все основные автомобильные компании – Mercedes, BMW, Renault, Nissan, Honda, Hundai, Chrysler, Fiat, Toyota, Ford, VW. На первый взгляд, большинство их анонсов выглядят совсем странными, не имеющими отношения к автомобильной тематике. Однако, это не так. Чтобы понять смысл анонсов, нужно вспомнить про некоторые моменты, связанные с компьютеризацией автомобилей. Современный автомобиль – это компьютер. Автопилот – согласитесь, модная тема! – является только одним из наиболее ярких и понятных проявлений процесса «компьютеризации» авто. Но далеко не единственным. Практически все выпускаемые сегодня авто, за исключением самых бюджетных моделей, используют бортовой компьютер, который постоянно обрабатывает информацию от десятков датчиков, следящих за работой автомобильных систем, камер наблюдения и других сенсоров. По сути, авто, начиненный продвинутыми решениями из области «интернета вещей» превращается в «умный дом», только на колесах. Сегодня авто – это движущийся компьютер, подключенный к интернет-ресурсами. Как и в случае «умного дома», компьютер автомобиля использует информацию от внешних сервисов – о дорожной ситуации и о погоде, об обновлениях карт и программ, о чрезвычайных ситуациях и т. д. . А еще передает на внешние ресурсы самые различные данные, как о своем техническом состоянии, так и о мире вокруг него: о состоянии дорожного полотна, о динамике движения. Автомобили превращаются в электрокары. Заметим, что использование электромоторов в авто не является чем-то принципиально новым. Это не Маск придумал, как говорят историки техники. Электричество для «самобеглых колясок» использовать стали даже раньше, чем бензин. Сейчас развитие аккумуляторов, которое подхлестнул бум мобильных гаджетов, сделало возможным создание массовых электромобилей с приемлемыми параметрами. Это означает, прежде всего, радикальное снижение количества движущихся деталей в конструкции – с тысяч до десятков – что приводит к сильному удешевлению авто и к значительному повышению его надежности. Некоторые аналитики считают, что уже через семь-восемь лет промышленность полностью перейдет на выпуск электромобилей! На бензине и солярке будут ездить только олдтаймеры да некоторые модели для фриков, вроде отдельных представительских Rollce-Royce да на некоторых Harley-Davidson для особо упертых традционалистов. Для пользователей это хорошо, но для целого ряда индустрий это означает драматические изменения. Автоконцернам придется менять бизнес-модели – оборот будет падать, бизнес на поставке запасных частей кардинально изменится, с сетями фирменных сервис-центров что-то надо делать и т. д. Нефтяная промышленность подвергнется серьезным изменениям, хотя, конечно же, сохранится. Из нефти делают лаки, краски, пластик и смазки, на продуктах нефтепереработки летают самолеты, ходят корабли, двигаются трактора, работают котельные – но что будет с сетями бензоколонок, лучше и не думать. А вслед за этим маячит массовый каршеринг – массовое совместное использование беспилотных авто, которое сделает личное владение автомобилем делом столь же редким, как виниловые пластинки в век цифровой музыки... Но каршеринг – тема послезавтрашнего дня, а новинки CES были посвящены более актуальным темам для компьютеризированных-электрифицированных авто. Итак, запомните: 2020-2021 годы – массовое появление на улицах автомобилей, которые обходятся без водителей. Время испытания таких систем проходит. Теперь уже автоконцерны приступают к выпуску первых четырехколесных друзей человека, которых совершенно спокойно можно будет купить в автосалоне. Cамым зрелищным на CES оказался концепт-кар Toyota Concept-i. Автомобиль от Toyota может обходиться без водителя даже в условиях сложного движения – в пробках, при плохой видимости, на горном серпантине. При этом искусственный интеллект не только следит за дорогой, но и присматривает за самим водителем. Умный интерфейс Yui использует разнообразные датчики и биометрические сенсоры (часть из них расположена на руле) для сбора данных о водителе, обучается распознавать эмоциональное состояние сидящего за рулем и – в случае необходимости – связать его, скажем, с врачом. Авто само включает и подстраивает освещение под ситуацию, включает подогрев сидений и подстраивает наклон спинки кресла. Дизайн весьма футуристический. Он разработан в калифорнийском центре Toyota Calty Design Research в Ньюпорт-Бич. Большой откидной верх, огромные окна, руль прямоугольной формы. Показания приборов и другая информация выводится на дисплей на передней панели. Автомобиль подключается к сети Интернет и может сам коммуницировать с другими умными автомобилями, обмениваться с ними информацией о ситуации на дороге и, например, «договариваться» кто и как первым будет парковаться у магазина. Mercedes продемонстрировал новую корпоративную стратегию CASE – Connected, Autonomous, Shared & Service and Electric Drive – означающую упор на создание электромобилей с автопилотами, подключенных к Интернету и готовых к использованию в сервисах каршеринга/такси. Инженеры из Штутгарта показывали автомобиль, способный обучаться самостоятельно, что позволяет «компьютеру на колесах» подстраиваться под привычки водителя, учитывая особенности поездок, загруженность трасс, погодные условия, время суток и даже день недели! Остальные производители также придерживаются подобной стратегии, но демонстрировали лишь отдельные ее элементы. Самообучающиеся авто показывал Nissan, который на основе технологий NASA разработал решение SAM – Seamless Autonomous Mobility. Hyundai для демонстрации возможностей своих авто запустил вокруг выставочного центра два автомобиля под управлением фирменного беспилотника «Ioniq autonomous concept». Несмотря на обилие людей, знаков, ограждений и других препятствий корейские беспилотники в происшествия не попадали. Фирменный бортовой компьютер автомобиля, получившая у Hyundai имя Blue Link, сопряжен с системой «умного дома» Google и может быть управляем голосовыми командами из квартиры. Например, можно произнести: «Ok Google, скажи Blue Link, через десять минут завести и прогреть мой Santa Fe, настроив водительское сидение для моей жены и установив температуру в салоне в 23 градуса», – и Blue Link выполнит приказанное. Голосовое управление оказалось весьма модной темой. Благодаря этому Amazon, известный как гигант электронной коммерции и крупная компания, поставляющая «облачные» сервисы, присутствовал на большинстве стендов. Его голосовой помощник Alexa находил применение как в фирменном устройстве для управления Amazon Echo, и в «умных холодильниках», и в системах бортовых компьютеров INRIX, которые в этом году должны появиться в автомобилях Fusion Energy, Focus Electric и C-MAX Energy, выпускаемых Ford Motor Company. Возможности автономного управления продемонстрировал FF 91, электрокар компании Faraday Future, о котором мы писали ранее. Самостоятельно парковаться этот автомобиль уже умеет, а к моменту появления в продаже его автопилот получит расширенные функции. Отдельного упоминания заслуживает решение Nvidia, которая известна своими разработками для графических ускортелей и суперкомпьютеров, но на CES показавшая собственный суперкомпьютер Xavier, которым можно оснастить практически любой автомобиль, превратив его в беспилотник. Важно, что решение компании использует технологии нейронных сетей, что позволяет ему быть самообучающимся. По заявлению компании, уже в 2017 году это решение будет применено на автомобилях Audi. Совместно с другим автоконцерном – автомобильный концерн ZF Friedrichshafen AG – Nvidia создала платформу ZF ProAI, основанную на компактном компьютере Drive PX 2 (два процессора Tegra и два дискретных графических чипа нового поколения на базе архитектуры Pascal), которая тоже использует алгоритмы самообучения и позволяет создавать автономные пассажирские автомобили, грузовики, а также транспорт с автопилотами для заводов и других производств. В общем, автомобили быстро и неотвратимо превращаются в роботов – и это, наверное, самое удивительное, что показала нам CES.