Выходец из СССР сделает эппловского ассистента Siri умнее, а Twitter, который никто не хочет покупать, в погоне за аудиторией серьезно проигрывает сервису для коллекционирования картинок Pinterest. Apple решила сделать свою Siri поумнее. Для этого корпорация будет уделять больше внимания развитию технологий искусственного интеллекта и машинного обучения. В частности, компания создала новую должность "директора по исследованиям ИИ" и пригласила занять это место профессора департамента машинного обучения в Университете Карнеги-Меллон Руслана Салахутдинова. Он сам уже написал в твиттере о своем волнении и радости, что присоединился к команде Apple. При этом Салахутдинов не покидает университет, намереваясь продолжить свою научную работу. Надо сказать, что человек этот из числа той "могучей кучки ученых", что когда-то совершили прорыв в обучении нейросетей. Исследования в этой области активно велись в 1960-е годы, затем эта сфера на некоторое время ушла в тень. Но в 2011-2012 годах был показан ряд отличных результатов в области распознавания речи, компьютерного зрения и искусственного интеллекта. И этим успехам предшествовала научная работа ученых из Торонто — Джеффри Хинтона и Руслана Салахутдинова, опубликованная в 2006 году. В ней они описали технику предварительной тренировки нейросети и последующей тонкой настройки. И вот тогда началось массовое тестирование и внедрение нейросетей в разные сферы жизни. Вообще на счету Салахутдинова десятки исследовательских работ, соавторами которых выступали разные ученые, которые сейчас тоже сотрудничают с технологическими компаниями. Например, Илья Суцкевер — один из самых известных в мире специалистов по машинному обучению. Он был сооснователем DNNResearch, занимавшейся распознаванием объектов и образов, пока компанию в 2013 году не купил Google. После этого Суцкевер работал в команде Google Brain. Сейчас он возглавляет некоммерческую организацию OpenAI, которую создал Элон Маск и еще несколько инвесторов. Интересно (и немного приятно), что оба ученых — и Руслан Салахутдинов, и Илья Суцкевер — выходцы из стран бывшего Советского Союза. В общем, в Apple основательно взялись за искусственный интеллект и машинное обучение. И для того есть довольно веские причины: компания Джобса первой создала виртуального ассистента: Siri увидел свет аж 5 лет назад, но по каким-то причинам оказался в числе отстающих. Apple в последнее время критикуют за то, что ее голосовой ассистент Siri, встроенный в iOS, мягко говоря, серьезно уступает аналогам от конкурентов. Причем это отмечают даже самые верные фанаты бренда — к примеру, старый друг Джобса, патриарх IT-журналистики Уолт Моссберг так и озаглавил свою недавнюю статью "Почему Siri такая тупая?" Можно было бы отшутиться в духе Джобса: "Просто вы задаете неправильные вопросы!" Однако, тема нейросетей и искусственного интеллекта сейчас еще в том состоянии, когда можно сесть в этот поезд и перегнать или хотя бы сократить расстояние от Google, Facebook, Amazon и Microsoft, которые инвестируют в развитие технологий машинного обучения и искусственный интеллект уже давно. И кстати, буквально накануне глава Apple Тим Кук заявил в интервью японскому изданию Nikkei, что его компания создает исследовательскую лабораторию в Йокогаме, где будут, в том числе, вестись разработки в области ИИ. * * * Сервис Pinterest обошел Twitter по размеру аудитории в США. Об этом сообщает издание The Wall Street Journal. В частности, площадкой для коллекционирования изображений каждый месяц активно пользуются 70 миллионов человек, а на платформу микроблогов Twitter заходят 66 миллионов. В целом за год аудитория Pinterest выросла в полтора раза – в сентябре 2015 года этот показатель был на отметке 100 миллионов пользователей, сейчас компания рапортует о 150 миллионах. В то время как месячная аудитория Twitter за этот период выросла только на шесть миллионов до 313 миллионов человек. Насколько корректно сравнивать Pinterest и Twitter — вопрос с подвохом. Скорее всего, это медийный трюк, чтобы зацепить внимание журналистов. При этом важно помнить два момента: первый — на достижение 150-миллионной аудитории обеим компаниям потребовались одинаковые сроки — шесть лет, второй — у компаний сейчас разные этапы развития: Pinterest активно развивается, в то время как Twitter испытывает трудности на фоне замедления роста аудитории и невнятной стратегии дальнейшего развития сервиса. Более того, по последним данным, провалились все попытки продать компанию. Сервис микроблогов Twitter оказался никому не нужен. Все потенциальные покупатели — Google, Disney, Salesforce — отказались от своих намерений. Эксперты объясняют это тем, что Twitter был убыточным на протяжении всей своей истории. Чтобы извлечь из площадки микроблогов доход, скорее всего, этот сервис нужно будет активно монетизировать, а это обычно отпугивает аудиторию.