Пристрастие к соцсетям делает людей врагами
Ученые выяснили, что социальные сети меняют наш мир гораздо сильнее, чем мы себе представляем. Причем эта новая технология влияет на такие разные стороны нашей жизни, как политические взгляды пользователей, их мужские качества и даже на интимную сферу. В ПУЗЫРЕ «ФИЛЬТРОВ» Исследователи пришли к выводу, что распространение социальных сетей приводит к росту радикальных настроений в обществе. Механизм прост. Мы все чаще получаем информацию из ленты новостей в «Фейсбуке» или «Одноклассниках». Но как формируется этот новостной поток? Это как правило посты, которыми делятся наши друзья или новости, связанные с нашими запросами в поисковых системах или темы, которые вы отметили кнопкой «Нравится» или «Like»... В общей сложности насчитывается около 57 видов отбора информации «под клиента». Ученые называют это «попасть в пузырь фильтров» - В идеале целью общения людей друг с другом является поиск истины, - считает Сергей Давыдов заместитель декана факультета коммуникаций, медиа и дизайна Высшей школы экономики. - Для этого у нас должна быть объективная картина мира, где представлены все точки зрения. Но на самом деле в соцсетях происходит другое. Мы общаемся не для того, чтобы найти истину, а чтобы укрепиться в своей точке зрения. «Фейсбук» идеально для этого подходит, он формирует для каждого пользователя свою картину мира. Поклонники идеи о том, что Земля плоская могут найти новых сторонников. А те кто считают, что при этом она покоится на трех китах получают очередные сенсационные доказательства своей правоты. Что же происходит с нашей картиной мира? Либералы получают новости, которые соответствуют их представлениям о прекрасном. Консерваторы тоже варятся в собственном соку. И привыкнув слышать только собственное эхо, люди перестают понимать мотивы людей с другой позицией. Им в голову не приходит объяснить поступки оппонентов наличием иных интересов, проще воспринимать их как порождение мирового зла. ПОЧЕМУ МУЖЧИНЫ ВЫРОЖДАЮТСЯ? Профессор Стэнфордского университета Филип Зимбардо, ученый с мировым именем, объявил о начале эпидемии застенчивости среди мужчин. - Мы наблюдаем стремительный процесс вырождения мужского начала в обществе, - утверждает он. - Именно сильный пол хуже всего справляется с социальными изменениями, которые породили цифровые технологии. Главное из них минимизация прямых человеческих контактов. Сегодня рекордное количество молодых людей не стремятся учиться новому, не умеют общаться с противоположным полом и терпят неудачи в сексе. Отказ от привычной мужской стратегии поведения («пришел, увидел, победил») связан со страхом быть отвергнутым или произвести плохое впечатление на окружающих. Перспектива потерпеть неудачу пугала мужчин всегда, но в докомпьютерную эпоху неизбежность человеческого общения помогала бравым парням социализироваться. Зимбардо приводит следующие цифры: 30 лет назад 40 % американцев считали себя застенчивыми. Еще 40 % признавались, что испытывали это ощущение в детстве, но преодолели эту черту характера. 15 % заявили, что застенчивы только в определенных ситауциях (первое свидание, публичное выступление). И только 5 % никогда не комплексовало. А относительно свежий опрос (2007 год) Университета Индианы приводит совершенно другие данные: 84 % молодых людей испытывают проблемы связанные с застенчивостью и только 1 % эти переживания не знакомы. - Сегодня молодому человеку сложно заставить себя спросить незнакомца, как найти дорогу, - утверждает Зимбардо. - Он лучше воспользуется навигацией в своем смартфоне. Теперь интернет дает возможность учиться, работать и общаться без прямого контакта с людьми. В результате мы теряем такие важные навыки, как умение вести переговоры, поддерживать беседу, считывать язык тела и мимику собеседника. Поэтому молодые люди замыкаются в себе, постоянно играя в компьютерные игры или зависая на порносайтах. Самое поразительное, компьютер делает такую жизненную модель вполне самодостаточной и комфортной. А В ЭТО ВРЕМЯ Темная сторона Фейсбука Как по страничке пользователя определить его характер В реальном общении мы привыкли составлять суждение о людях по манере себя вести, мимике, жестам, интонации с которой они разговаривают. Да и правило «Встречают по одежке...» никто не отменял. Но в социальных сетях эта система кодов не работает. Тем не менее шведские ученые из Академии Сальгрена (Гетеборг) и университета Лунда составили инструкцию как по информации, которую выкладывает пользователь на своей страничке, определить его личные качества. - Нарциссы. Они выдают себя превращая страничку в бесконечный рапорт о своих «боевых заслугах». При этом положительные качества многократно преувеличиваются. В разделе «Фото» вы не увидите ничего, кроме физиономии пользователя, запечатленной с самой выгодной стороны. Любят писать комментарии в духе: «Другим людям не понять, что такое истинное счастье!» Публикуют посты о своих диетах и о занятиях спортом. - Психопаты. Распознать их легко по стремлению шокировать публику постами и картинками вызывающего характера. Они могут выставить фото порнографического содержания, или смаковать натуралистичные подробности катастрофы... Дело в том, что психопаты не способны сопереживать и ставить себя на место другого человека. Им трудно представить, что публикуя фото изувеченного человека они могут сделать больно кому-то из своих подписчиков. - Невротики. На аватарку они предпочитают ставить не свое фото, а изображения животных, литературных персонажей или героев мультиков. Часто обновляют статус. Охотно делятся информацией о своих отношениях, поскольку нуждаются в одобрении и сочувствии. - Макиавелисты. Славятся циничными, аморальными суждениями, воспевают культ грубой силы. Почти ничего не пишут о своих переживаниях. Склонны к обману, стремятся манипулировать своими читателями, чтобы получить какие-то преимущества. - Экстраверты. Так называют открытых в общении людей. У них, как правило очень много друзей в сетях. Они не очень охотно делятся личной информацией, зато активно обсуждают социальные или политические события. Используют сеть прежде всего для коммуникации. На аватарках часто выглядят старше своего реального возраста, потому что хотят быть солидней и представительней.