Якутско-польская война может вспыхнуть из-за сноса памятника

В Якутске исчез памятник польским и литовским политическим ссыльным, установленный рядом с местным римско-католическим костёлом. По одной из версий, это может быть реакцией местных властей на события, связанные с СВО, где действуют наемники из Восточной Европы.

Якутско-польская война может вспыхнуть из-за сноса памятника
© Свободная пресса

Интересно, что монумент исчез не вдруг, а постепенно. Еще зимой его накрыли непрозрачной пленкой — спрятали с глаз долой, затем свинтили таблички с именами, и наконец памятник испарился полностью, на земле остались лишь зияющие дыры.

На демонтаж с целью реставрации непохоже. Ответственных не нашлось. На предыдущих этапах ни в департаменте по охране объектов культурного наследия, ни в центральной управе, ни в мэрии ни смогли пояснить общественности, что произошло с памятником.

Возможно, ответ стоит искать в идеологии монумента. Открытый в 2002 году, он увековечивал память сотен ссыльных поляков и литовцев, умерших во время последней большой европейской войны - с 1941 по 1947 годы. Интересно, за что они были сосланы?

Великие сыны России

Казус заключается в том, что к двусмысленным репрессированным военного периода были добавлены ссыльные поляки времен Российской империи, оказавшиеся в Якутии по политическим причинам (например, за участие в Польском восстании 1863 года), а затем прославившие отечество.

Как Ян (Иван) Черский, уроженец Витебской области, окончивший шляхецкий институт в Вильно. Российский исследователь Сибири, геолог, географ и палеонтолог, погибший в Колымском округе Якутии, где находится известный среди экстремальных путешественников хребет Черского.

Еще один буйный революционер - Александр Чекановский, отправленный в ссылку пешком от Киева до Тобольска, исследовал верхнее течения Лены и реки Оленёк, собрал первые достоверные сведения по геологии Нижней Тунгусски, открыл там месторождения каменного угля и графита.

Лингвисту, этнографу и фольклористу Эдуарду Пекарскому, повезло больше. Пожив в самых разных уголках империи — Таганроге, Харькове, Чернигове, секретарь Русского географического общества дослужился до член-корреспондента РАН, изучал эвенков и якутов, составил словарь якутского языка.

Но самый известный в Якутии поляк, пожалуй, Вацлав Серошевский. Его фундаментальный труд «Якуты» (местные произносят «ЯкутЫ») недавно был переиздан. Это первый ученый, который исследовал жизнь, быт якутов, описал их характер. И там всё в точку, говорят в республике.

Все эти ссыльные поляки не ленились, старались как-то приложить свою энергию, жили, трудились, развивали культуру, внесли значительный вклад в развитие Якутии. Получается, снесли памятник своим? Может поэтому действовали поэтапно. Чтоб не разжигать страсти.

Всё дело в СВО?

О возможной причине инцидента пишут в соцсетях. Россия ведет боевые действия, а польские военные противостоят нашим на фронте (как и военные из Литвы). Более того, они — самая многочисленная группа среди наемников. И поэтому польские символы - на монументе был герб Польши - неуместны.

При том, что представителей Якутии на украинском фронте более чем достаточно. «Боец СВО из Якутии рассказал, как устроены добровольческие формирования», «В Якутии трудоустроили более 100 участников СВО и членов семей военнослужащих», читаем мы свежие заголовки новостей.

К тому же все помнят, как в Польше местные власти (да и многие тамошние жители, что греха таить) относятся к памятникам бойцам Красной армии, освобождавших их страну от нацизма. Буквально ровняют их с землей, да еще и транслируют свой вандализм в прямом эфире.

Не исключено, что кто-то из якутских чиновников не выдержал и «включил ответку». Разве что сделал это не с европейской прямотой, а с азиатской хитростью. А тот факт, что среди увековеченных поляков оказались свои, «хорошие», отступил под давлением логики военного времени.

И это при том, что в Якутии память о польских ссыльных сохранялась не только в монументах. Существовал польско-якутский маршрут «Тропою польских ссыльных по Якутии», проводились круглые столы, концерты, действовало целое общество «Полония». Теперь это в прошлом.

Джин национализма

Вообще, джин национализма уже выпущен из бутылки и загнать его обратно будет непросто. Причем работать он может вовсе стороны, для всех народов, как за, так и против. Воспылав ненавистью к полякам, привыкнув, можно затем по другому поводу воспылать ненавистью и к русским, и к якутам.

Кажется, этого опасается глава якутского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры Руслан Васильев: «Памятник известным и уважаемым в Якутии польским политссыльным все-таки снесли! Ни одного камня не осталось. Вывезли в неизвестном направлении».

«Это происходит на фоне запрета якутского фильма с формулировкой „демонстрация неравенства лиц по национальному признаку», - добавляет он, имея ввиду вето на прокат ленты «Айта» режиссера Степана Бурнашева. - В нашем случае, по какому признаку снесли памятник? Надеюсь, что не по национальному».

И апеллирует к аргументу последней надежды: «В указе президента о сохранении духовно-нравственных ценностей прямо сказано, что нужно сохранить историческую память». Всё так, вот только Варшаве российские нормы, увы, — не указ. Этак и до первой якутско-польской войны недалеко.

В любом случае, радикальный национализм — зло. Наши противники, как раз мечтают о расчленении России по национальному признаку. Выделяют ту же Якутию, Татарстан, Башкирию, Северный Кавказ, Карелию и проч. Разумно ли самим разжигать, помогать недругам?

Не лучше ли России «приватизировать» таких великих поляков как Черский и Серошевский, Пекарский и Чекановский (а когда-то и Феликс Дзержинский) и вписать их навечно в историю своей страны? И тем самым проучить современных мелкотравчатых политиканов вроде Дуды и Моравецкого.