Bloomberg: Казахстан намерен изменить процесс принятия решений в ядерной сфере

Bloomberg: Казахстан намерен изменить процесс принятия решений в ядерной сфере
© FBM.ru

Со времен «холодной войны» правила, регулирующие безопасность и защищенность мировой ядерной индустрии, принимались за закрытыми дверями советом из 35 членов, в который не входят некоторые крупные игроки этого бизнеса. Крупнейший в мире производитель ‒ Казахстан ‒ хочет изменить это положение, передает агентство Bloomberg.

Сегодня эта страна производит около двух пятых мирового объема урана. Недавно, 18 августа, Астана заявила, что устала от того, что в МАГАТЭ с ней обращаются как со вторым сортом, и готовится подать юридическое требование, чтобы ей предоставили право на место в совете директоров.

Исключение Казахстана из главного руководящего совета МАГАТЭ «глубоко обескураживает» и «ведёт к нарушению основополагающего принципа равенства», говорится в заявлении казахской стороны.

Совет МАГАТЭ собирается четыре раза в год. Также он отвечает за выборы руководства посредством процесса, который сравнивают с секретным конклавом католических кардиналов, которые выбирают нового Папу в Ватикане. Западные государства, которые в настоящее время доминируют в этом органе, склонны сосредоточивать свое внимание на деятельности, которая может привести к распространению ядерного оружия.

Казахстан, в котором находится банк ядерного топлива МАГАТЭ, поддерживаемый миллиардером Уорреном Баффетом, и который платит миллионы долларов членских взносов, является одним из 17 государств, не входящих в совет директоров. Требования бывшей республики СССР будут представлены на следующей генеральной конференции агентства, расположенного в Вене, 25 сентября, и оно готовит резолюцию, чтобы исправить ситуацию с лишением избирательных прав. В МАГАТЭ дать какие-либо комментарии Bloomberg отказались.

Казахстан на протяжении многих лет пытался безуспешно присоединиться к региональным группам МАГАТЭ по Восточной Европе, Ближнему Востоку и Дальнему Востоку, которые по закону уполномочены решать, кто входит в совет управляющих.

«Это политический вопрос, ‒ указала Гаухар Мухатжанова, директор Венского центра по разоружению и нераспространению. ‒ Некоторые государства не заинтересованы в приеме конкурентов, которые могли бы стать сильными претендентами на место в совете директоров, как в случае с Казахстаном».

Устремления Казахстана потенциально усугубят политическую турбулентность, с которой сталкиваются производители ядерной энергии. Переворот, произошедший в прошлом месяце в Нигере, нарушил цепочки поставок еще одного крупнейшего в мире производителя урана, точно так же, как западные страны пытаются устранить уязвимости в цепочках поставок, вскрытые конфликтом на Украине.

В условиях растущего внимания к тонким звеньям, скрепляющим цепочки поставок ядерного топлива, требования Казахстана начинают набирать обороты в необычной коалиции. Российские дипломаты заявили, что они уже пытались помочь Астане в прошлом и готовы сделать это снова.