Войти в почту

Исцеление смехом: что такое смехотерапия и действительно ли она помогает

«Делу время, потехе час», — любили твердить наши бабушки. И прабабушки. С тех пор мир сильно изменился: теперь потехой, точнее смехом, лечат от болезней, избавляют от депрессии во время лечения в стационаре и не только. Разбираемся, как в медицине используют смех и есть ли от этого польза.

Исцеление смехом: что такое смехотерапия и действительно ли она помогает
© Super.ru

Смехотерапия и смехойога

О природе и пользе смеха задумывались еще в стародавние времена. Древнегреческий комедиограф Аристофан считал, что смех является ключевым фактором человеческого бытия и приносит душе очищение. Правда, только благородный смех. Относятся ли к этой категории анекдоты про Вовочку, история умалчивает.

Мысль Аристофана сквозь толщу веков передалась журналисту Норману Казинсу, это было в 60-е годы прошлого века. Мужчину настиг недуг: ему диагностировали анкилозирующий спондилит — болезнь соединительной ткани, провоцирующую костное заращение позвонков. Казинса спас необычный взгляд на медицину и оптимизм: например, он верил, что переживаемые нами эмоции влияют на физиологические процессы. Благодаря психосоматике мы знаем, что это не лишено смысла.

«Я сделал радостное открытие, что десять минут искреннего смеха живота обладают анестезирующим эффектом и дадут мне как минимум два часа безболезненного сна», — писал Казинс о своей болезни. Журналист принимал большие дозы витамина C внутривенно и запоем смотрел юмористические передачи вроде «Скрытой камеры». Спустя время это возымело эффект: болезнь отступила. Свой опыт излечения Казинс представил в автобиографической работе «Анатомия болезни с точки зрения пациента».

Так Казинс вошел в историю под патетичным прозвищем «человек, который рассмешил смерть». Некоторые современники журналиста выражали скепсис. Врач Флоренс Рудерман спустя год после выхода книги в 1979-м писала, что у Казинса, вероятно, был острый приступ артрита, который медленно, но верно прошел. Однако журналист запомнился всему свету как один из первых адептов гелотерапии — науке о смехе. Считается, что в 60-х годах ее основы заложил стэнфордский профессор, психиатр Уильям Фрай.

Так начала складываться смехотерапия. Она не обзавелась своим методом, но время от времени выступала дополнением к когнитивно-поведенческой (вид психотерапии, работающий с неэффективными паттернами мышления. — Прим. ред.) или арт-терапии (вид психотерапии, работающий с запросом клиента посредством искусства. — Прим. ред.). На приеме у такого специалиста могут зачитывать анекдоты, показывать пациенту комедии, моделировать смешные ситуации и так далее.

Свою лепту в продвижение смехотерапии внес индийский врач Мадана Катария. В 90-х годах он организовал группу помощи, в которой участники рассказывали друг другу анекдоты и делились смешными случаями из жизни. Но группа распалась, и Катария погрузился в физиологические труды. Затем выяснил, что мозг и тело якобы «не различают» естественно и искусственно вызванный смех, щедро реагируя выбросом эндорфинов в обоих случаях. Так появилась хасья-йога, или смехойога, — практика, объединяющая дыхательные техники йоги с растяжкой и стимулированием смеха.

Начать заниматься смехойогой просто, конкретных методов у нее тоже нет. Так, ее амбассадоры предлагают следующие упражнения:

проведите небольшую разминку — наклоны и упражнения на растяжку. Похлопайте в ладоши на уровне груди, произнесите «хо-хо-хо, ха-ха-ха». Сделайте глубокий вдох, выдохните;сделайте «смеховую волну»: наклонитесь к полу, тяните руки к носкам. Потом поднимите руки вверх, повторите те же «ха-ха-ха»;попробуйте представить, как смеется то или иное животное или неодушевленный предмет. Для, например, «улыбки льва» можно встать в характерную позу — симхасану, для «смеха курицы» смехом имитировать кудахтанье;представьте, что вместо рта у вас — застежка-молния. «Расстегните» ее и посмейтесь, затем резко «застегните». Повторите 3–4 раза.

Обычно желающие смеяться до упаду объединяются в группы и тренируются под руководством наставника. Ограничений полету фантазии в упражнениях смехойоги нет, главное — преодолеть стеснение и там уже захохотать так, что стены будут ходить ходуном.

Больничная клоунада

В фильме «Целитель Адамс» герой Робина Уильямса творит чудеса: заявляется к тяжелобольным детям и смешит, заставляя забыть о боли и одиночестве в больничной палате. Его пример мотивирует тысячи волонтеров по всему миру примерить красные носы. У доктора Адамса есть невыдуманный прототип —американский врач и больничный клоун (да, это такой термин) Патч Адамс. Он, впрочем, раскритиковал фильм в пух и прах за отсутствие глубины и якобы непродуманность образа протагониста.

Но это все детали. Адамс считается родоначальником волонтерской ветви больничной клоунады: он профессиональный врач и считает, что делать добрые дела следует безвозмездно. Патч и его последователи работают с детьми, страдающими тяжелыми физическими или психическими заболеваниями, инфицированными ВИЧ и больными туберкулезом. Коммерциализировал профессию другой больничный клоун — Майкл Кристансен: в 1986 году создал Ассоциацию докторов-клоунов, которые сейчас предоставляют платные услуги в 16 ведущих детских клиниках в США.

В чем заключаются услуги? Находиться на длительном лечении в стационаре морально нелегко, тем более детям. Поэтому больничные клоуны действуют там, где родственники и врачи бессильны: на фоне бесконечных медикаментов и операций помогают маленьким пациентам не только отвлечься, но и социализироваться, готовя для них специальные сценки. Считается, что клоунада в случае с детьми работает по аналогии с психотерапией для взрослых, но сквозь призму игры и смеха. Погруженный в антре ребенок исследует свои чувства и «проговаривает» переживания в шутливой беседе с мимом.

Детьми и клоунами все не ограничивается. Стационарный вариант смехотерапии практикуют в принципе в любом случае, где речь идет о необходимости улучшить больничный микроклимат и снизить эмоциональные издержки, связанные с длительным лечением. Национальный институт рака в США рекомендует смехотерапию людям с тяжелыми заболеваниями для облегчения боли и снятия стресса. Все это, правда, в западных странах, где смех активно исследуют: взять хотя бы британскую Ассоциацию смеха и Ассоциацию прикладного и терапевтического юмора в США.

Но и в России больничные клоуны не бездействуют. Больничную скуку для детей развеивают коллективы «Доктор клоун», «Больничные клоуны» и «Ленздравклоун». Специалистов оттуда можно встретить в хосписах, детских домах и на инклюзивных фестивалях. Им содействуют многочисленные волонтеры, в числе которых есть и студенты — учащиеся Санкт-Петербургского государственного педиатрического медицинского университета с программой «Магическая смехотерапия».Так что у нас все гарантированно впереди.

Действительно ли смех лечит

Но стоит ли игра свеч? На самом простом уровне да: как минимум смех позитивно воздействует на организм. «Смех оказывает влияние как на физиологические, так и на психологические процессы. Известно, что он снижает уровень гормонов стресса, повышает уровень эндорфинов, увеличивает количество Т-лимфоцитов, что положительно влияет на иммунитет, — рассказывает психиатр и невролог клиник DocMed и DocDeti Александр Борисычев. — Также было замечено, что смех может снижать артериальное давление за счет влияния на уровень кортизола и оксида азота, что уменьшает вероятность сердечно-сосудистых заболеваний». А не так давно японские ученые выяснили, что 20-секундный смех по эффективности идентичен трехминутной работе на тренажере.

Борисычев добавляет, что смех благотворно влияет на психику: «Эффекты смеха заключаются в снижении неприятных чувств: тревоги, ненависти, гнева. Он способен облегчить стресс, депрессию, бессонницу, когнитивные нарушения». Его слова подтверждают исследования: считается, что смех позволяет нам чувствовать себя счастливыми и помогает справиться с симптомами стресса. Да и кто из нас не пытался хоть раз в своей жизни «просмеять» неприятную ситуацию, чтобы легче ее пережить?

Об эффективности уже больничной смехотерапии (в том числе клоунады) при терапии негативных психологических состояний в период госпитализации пишут зарубежные исследователи. Так, в 2015 году корейские экспериментаторы измерили уровень тревоги у 60 женщин с раком груди, поделенных на две группы: тех, кто проходил смехотерапию, и тех, кто не проходил. Выяснилось, что показатель был ниже у группы, смехотерапию все-таки прошедшей.

Более сложно дела обстоят со смехойогой. Некоторые исследователи считают, что искусственно вызванный смех бесполезен, что подрывает саму концепцию хайи-йоги. Подтверждающих ее эффективность исследований не существует, также есть проблемы с дизайном возможных исследований. Скептично настроенные специалисты думают, что возникшие доказательства могут в целом соответствовать уровню эффективности любых других поддерживающих групповых занятий

Но одна смехотерапия в поле не воин. «Смехотерапия и смехойога могут служить хорошими дополнительными методами для улучшения общего состояния человека за счет своей доступности и простоты реализации, но не являются на данный момент самостоятельными методами, способными заменить основные виды лечения психических или соматических заболеваний», — резюмирует Александр Борисычев. То есть шутки шутками, а непосредственно работу с недомоганиями лучше делегировать врачам. Они поймут, что с вами. И в случае чего отправят на терапевтический просмотр «Следствие ведут Колобки».