Исполняется 100 лет знаменитому медицинскому центру спасения всех страждущих

Склиф узнаваем в лицо: необыкновенно красив его центральный особняк на Садовом кольце. Конечно, при виде этой красоты может мелькнуть мысль: не приведи, Господь, попасть сюда. Но, случись беда, и... скорее в Склиф: там помогут, там спасут.

Исполняется 100 лет знаменитому медицинскому центру спасения всех страждущих
© Российская Газета

Имя в истории

В 1923 году старейшей московской больнице было присвоено имя Николая Васильевича Склифосовского. Произошло это по просьбе собрания московских медиков, среди которых многие слушали лекции и проходили практику в клинике великого российского врача, организатора здравоохранения, блистательного хирурга. И это, пожалуй, единственное объяснение тому, что Склиф стал Склифом.

Ведь сам Николай Васильевич никогда в нем не работал.

Больница имени Склифосовского. Начало...

Кстати, когда молодому Склифосовскому впервые разрешили присутствовать на операции, он ... упал в обморок. В ту пору удаление аппендикса проводилась без обезболивания. И пациент так кричал, что будущий великий хирург потерял сознание. Чувствовал чужую боль как свою? Потому стал великим спасителем?

Странноприимный дом графа Шереметева.

Без сострадания в медицине никак нельзя. А в Склифе оно прописано изначально, еще с 28 июня 1792 года, когда внук знаменитого сподвижника Петра I, фельдмаршала Бориса Петровича Шереметева, граф Николай Петрович Шереметев, в день своего рождения заложил здание "каменной гошпитали" и богадельни. Вскоре Шереметевская больница стала одной из лучших в Москве. В ней установили строжайший контроль за назначениями лекарств, наладили обходы и осмотры больных. А при выписке пациентам давали денежные пособия.

Граф Николай Петрович Шереметев и Прасковья Ивановна Ковалева-Жемчугова.

В 1801 году Шереметев обвенчался с выдающейся певицей, бывшей крепостной актрисой своего театра Прасковьей Ивановной Ковалевой-Жемчуговой. Но семейное счастье было недолгим: после рождения сына в феврале 1803 года Прасковья Ивановна, давно страдавшая туберкулезом, скончалась, оставив графу "завет сожаления ближним". Современный читатель, вдумайтесь! Уходя из жизни, еще совсем молодая женщина завещает любимому мужчине сожалеть...

Николай Васильевич Склифосовский (1836–1904).

Этому завету никогда не изменял и наш юбиляр Склиф. Все новейшие открытия в естествознании и технике, находившие практическое применение в медицине, сразу появлялись в распоряжении врачей клиники. Здесь раньше, чем в других больницах, начали использовать рентгеновские аппараты, применять при восстановительном лечении физиотерапевтические и водные процедуры, внедрять новые хирургические методики при заболеваниях и ранениях. А в 1876 году в будущем Склифе открылось "приходящее отделение" - бесплатная амбулатория с выдачей лекарств...

Владимир Петрович Демихов с четвероногим "пациентом".

Доктор в шинели

22 июня 1941 года начинается отсчет героической военной истории Склифа. Большинство медиков - в действующей армии. Многие ученые, специалисты возглавили работу медицинских подразделений фронтов и армий. Главный хирург Института Сергей Сергеевич Юдин (на фото - оперирует) становится военным инспектором. Дмитрий Алексеевич Арапов - главный хирург Северного флота, Борис Александрович Петров - Черноморского... А в больнице на Садовом кольце не только оказывают каждодневную помощь москвичам, но и продолжают исследования по военно-полевой хирургии, по важнейшим направлениям спасения людей. Не случайно уже в 1944 году Институту присвоили статус научно-исследовательского учреждения Москвы. Здесь в конце войны доктор медицинских наук Сергей Сергеевич Брюханенко начал создавать методики искусственного кровообращения и оживления организма, ускорив развитие реаниматологии, обеспечив выполнение сложнейших кардиохирургических операций...

Операционная начала XX века.

Сердце ученого

Когда в конце пятидесятых я только начинала работать в журналистике, повезло побывать в "сарайчике" на территории Склифа, познакомиться с его обитателем Владимиром Петровичем Демиховым. Институт тогда фактически спас гонимого властями великого ученого, "поселив" его в этот закуток. Но в нем проходили приоритетные экспериментальные исследования по пересадке сердца, других органов. Рождалась современная трансплантология.

Карета скорой помощи. 1937 год.

В декабре 1967 году весь мир рукоплескал южноафриканскому кардиохирургу Кристиану Барнарду, который провел первую успешную пересадку сердца человеку. Но давайте не забудем: прежде, чем решиться на операцию, Барнард приезжал за советом к Владимиру Петровичу.

В 2006 году директором Склифа назначили известнейшего трансплантолога академика Анзора Хубутия. И... через какое-то время на одном из зданий Склифа появилась заказанная Анзором Шалвовичем мемориальная доска, посвященная Владимиру Демихову. По сути, это было первое в мире открытое признание заслуг великого соотечественника...

Новый комплекс СКЛИФа.

Взгляд сквозь годы

Флагман "Золотого часа"

6 марта 2023 года прием пациентов в новых корпусах начал Флагманский центр Института Склифосовского. О нем говорим с членом-корреспондентом РАН, директором Склифа С.С. Петриковым.

Член-корреспондент РАН, директор Склифа Сергей Петриков.

- Сергей Сергеевич, новая внешность Склифа совсем не та, что у знакомой и всеми любимой на Садовом кольце...

- Не щемит ли сердце? Есть немного. Но нельзя не считаться со временем. Новые возможности восстановления здоровья, спасения людей диктуют свои требования. Не считаться с ними - значит, идти против милосердия. А какая медицина, сама жизнь без него? Да и завет сожаления ближним нарушать не имеем права. Флагманский центр - новый этап в истории Института.

- Принципиально новый?

- Это долгий разговор и, наверное, больше для специалистов. А читателям "Родины", думаю, будет интересно, что пациентов приемного отделения мы сразу распределяем по функциональным зонам в зависимости от степени тяжести - "красную", "желтую" и "зеленую". У нас предусмотрен вход для поступления пациентов "самотеком". Действует принцип "врач - к пациенту". Создана отдельная маршрутизация для пациентов с инсультами и инфарктами - операционная находится буквально в метре от реанимации сосудистого центра. Вы понимаете, насколько это важно, когда счет идет на секунды...

- Комментарий позволите? Была свидетелем, как пациент с инфарктом миокарда, минуя приемное отделение, на специальном лифте поднимается прямо в рентген-операционную.

- Спасибо! Правило "золотого часа" для восстановления функции пораженного органа при инфаркте требует максимально быстрого оказания помощи. У нас кровоток в артериях сердца при инфаркте восстанавливается в 16 минут. Это рекорд.

Новые технологии помогают на каждом этапе. Данные тех, кто поступил на "скорой", есть в программе администраторов регистратуры. Тратить время на заполнение личной карты не нужно. Пациенту после оформления передается браслет с QR-кодом, считав который уже в смотровой средний медперсонал может увидеть назначения врача и, например, оперативно провести забор крови для анализа.

Немедицинские функции на себя взяли администраторы многофункциональных центров. Они сопровождают пациентов по корпусу, консультируют их по немедицинским вопросам, оказывают социальную помощь, заботятся об их эмоциональном благополучии, помогают родственникам. Работают социальные координаторы для сопровождения пациентов и психологи...

Все это важно. Склиф же всегда в круглосуточном режиме. Машины "скорой", вертолеты с утра до утра доставляют пациентов в приемное отделение. И не только москвичей. Мы помогаем всем категориям больных и пострадавших. Склиф - многопрофильное лечебно-диагностическое учреждение.

- У каждого многопрофильного своя фишка. Какая у вас?

- Трудный вопрос. Так сложилось, что в Склифе всегда трудились и трудятся ведущие специалисты по различным направлениям экстренной медицины. У нас, без преувеличения, создана уникальная система такой помощи. И если беда большая, то совершенно естественно: основной поток пострадавших направляется к нам. Главная фишка Склифа - уникальные специалисты.

В "новом" Склифе поразили необыкновенные, как здесь их именуют, зоны ожидания. Особый в них уют, если угодно, особый шарм. Излишество? Необходимость. Созданы они для родственников, для тех, кто сопровождает пациентов. Здесь станции для заряда телефона, кулеры, телевизоры, удобные кресла, диваны. А еще - изолированные комнаты переговоров. В них при необходимости сопровождающие могут пообщаться с врачом или психологом. А это так важно! Так нужно! Всегда. Даже когда громко заявляет о себе искусственный интеллект.

Как все-таки хорошо, что у нас есть Склиф, возрасту не подвластный! Склиф на все времена. С юбилеем!