В Канаде растет озабоченность по поводу устойчивости кукурузного мотылька к трансгенной кукурузе

Трейси Бауте, энтомолог в Министерстве сельского хозяйства, продовольствия и сельских дел Онтарио, в своем блоге на портале Field Crop News напомнила о растущей угрозе для канадского кукурузного сектора, где немалую долю занимают гибриды Bt.

В Канаде растет озабоченность по поводу устойчивости кукурузного мотылька к трансгенной кукурузе
© АГРОXXI

В гибриды кукурузы Bt вставлены гены природной почвенной бактерии Bacillus thuringiensis (Bt), которые продуцируют белки с инсектицидными свойствами. Из Bacillus thuringiensis выделено множество белковых токсинов.

Различные токсины Bt обладают активностью против разных видов насекомых. Некоторые токсины действуют против чешуекрылых насекомых, таких как европейский кукурузный мотылек, а другие эффективны против жуков, например, кукурузного жука диабротика.

Исходные белки Bt, которые были включены в кукурузу и другие сельскохозяйственные растения, представляют собой кристаллические белки и обозначаются числом и одной или несколькими буквами (например, Cry1Ab, Cry1F). Совсем недавно другие белки Bt были включены в сельскохозяйственные растения, например, белок VIP (Vip 3A).

Белки Bt связываются с рецепторными клетками в кишечнике насекомых. Разные виды насекомых более или менее восприимчивы к разным белкам Bt, в зависимости от того, насколько хорошо белок подходит к рецепторным клеткам кишечника разных видов.

«Недавно мы выпустили повторение объявления, что прошлой осенью в провинции Новая Шотландия была обнаружена популяция европейского кукурузного мотылька (ECB), вероятно, устойчивая к Cry1Ab, - пишет Трейси Бауте. - Этот факт вызывает обеспокоенность, поскольку в этой же провинции устойчивые популяции выявлялись в 2018 году, затем популяция ECB, устойчивая к Cry1F, была обнаружена в поле на юге Квебека в 2019 году и еще одна в Манитобе в 2020 году. Это указывает на то, что европейский кукурузный мотылек становится менее восприимчивым к белкам Cry1, поскольку они имеют схожие способы действия против него.

Если вредитель преодолеет устойчивость одного без белков, ему будет намного легче стать терпимым и к другим Cry1. Есть только четыре белка Bt, которые в настоящее время доступны в кукурузе Bt для лиственного контроля мотылька, 3 из которых являются белками Cry1. Четвертый (Cry2Ab2) должен работать в паре с Cry1A.105. Vip3A не действует на европейского кукурузного мотылька и используется против разных видов совки.

Эффективная программа борьбы с устойчивостью к насекомым включает использование гибридов кукурузы, содержащих более одного белка Bt, эффективных против одного и того же вредителя (называемых пирамидальными гибридами).

Насекомые с меньшей вероятностью разовьют устойчивость к двум токсинам одновременно, чем к одному токсину. Но для популяций европейского кукурузного мотылька, выработавших сопротивление к белкам Cry1, не осталось гибридов, которые соответствовали бы критериям наличия двух эффективных белков, работающих против одного и того же вредителя.

На рынке все еще есть гибриды с одним признаком Cry1Ab, которых следует избегать. Гибриды Cry1F с одним признаком были сняты с рынка в 2020 году после обнаружения популяций, устойчивых к Cry1F.

Поскольку в ближайшем будущем не появится никаких новых белков Bt для контроля европейского кукурузного мотылька, для Канады крайне важно сохранить эту Bt-кукурузу.

Устойчивость ECB к кукурузе Bt также подвергает другие культуры-хозяева риску увеличения применения инсектицидов, если популяции вредители снова начнут расти. Растения-хозяева (а их двухсот), включают важные культуры - картофель, перец, зеленая фасоль и другие, которые косвенно выиграли от значительного сокращения общей популяции европейского кукурузного мотылька в Северной Америке из-за широкого использования Bt-кукурузы».

Эксперт также настоятельно порекомендовала всем производителям кукурузы включить в практику измельчение стеблей кукурузы цеповой косилкой после сбора урожая – дробление стеблей с размером менее 50 мм поражает мотыльков на стадии личинки, предотвращая перезимовку. Это еще более важно, поскольку прочность стеблей современных сортов кукурузы создает особенно хорошую среду перезимовки для вредителей.

(Источник: fieldcropnews.com. Автор: Трейси Бауте. Фото: Наталья Шаповалова).

Интересна тема? Подпишитесь на наши новости в ДЗЕН | Канал в Telegram | Группа Вконтакте | Дзен.новости.