Больше всего полярные медведи не любят шум. Это роднит их с полярниками, которые едут на край земли, чтобы – в том числе! – поработать в тишине. Они привычно отгонят белых хищников – при помощи пустого ведра с гаечным ключом и продолжат измерять снежный покров. Их ежедневный труд помогает определить прошлое и будущее человечества. И даже спасти целые регионы от климатических катастроф.
В поисках ответов
В 2023 году ученые из Арктического и Антарктического научно-исследовательского института (ААНИИ) начали строить национальную систему фонового мониторинга – наблюдать будут за многолетними мерзлыми породами.
«Это немножко новая для нас тема, поскольку мы из Арктики идем на юг. У нас две трети территории России – это мерзлота. И мы должны эту систему создавать не только в Арктике, но и в других регионах: Алтай, Забайкалье, Иркутская область – где мы и появимся в ближайшие два-три года», – рассказал директор ААНИИ Александр Макаров.
Там исследователи пробурят скважины глубиной до 25 метров, чтобы понять, как себя ведет мерзлота. От ее состояния на Севере зависит вся инфраструктура: дороги, здания, трубопроводы. Но в первую очередь – жизнь людей. Для них ученые составят план, который расскажет, как адаптироваться к климатическим изменениям. А они наступят непременно. Ведь каждые десять лет количество льда на планете уменьшается на 13%.
Почему это происходит – поможет ответить древний лед, который достают с километровых глубин. А еще – северные моря.
«Страна принимала сообщения со льдины…»
Самые известные советские полярники работали вчетвером. Вместе с псом по кличке Веселый 6 июня 1937 года в холодные воды Арктики вышла группа под руководством Ивана Папанина. Они высадились на льдину и передавали сводки по радио. Дрейфовали так девять месяцев, пока их не подобрал ледокол. Нашли полярников с трудом. Но все остались живы.
Мало того – папанинцы привезли с собой уникальный архив данных. В историю это путешествие вошло как экспедиция «Северный полюс-1».
Сегодня ученые тоже дрейфуют – но уже совсем иначе. Теперь это огромная ледостойкая платформа, на которой работают исследователи ААНИИ. В октябре 2023 года мощное судно отошло от пирса мурманского порта и вышло в открытое море.
Носит судно название «Северный полюс-41». И оно до сих пор в пути – маршрут колоссальный: без малого вся Арктика.
Хочется картошечки: что внутри плавучей обсерватории?
Одновременно там могут находиться около 50 человек. Причем, 14 из них – это члены экипажа. Им работы хватает. На борту, например, всегда что-то ароматно шипит на камбузе – это «кухня» по-моряцки.
Хлопочет шеф-повар Анжела Францевна вместе с помощниками. Они жарят полярникам хрустящие котлеты, варят супы и запекают палтуса и треску. Но есть одна вещь, по которой в холодных морях полярники скучают больше всего.
«Не так часто у нас бывает картофель жареный, как мы привыкли дома – все-таки это любят практически все! Но мы стараемся. Иногда даже и шашлычки на пароконвектомате делаем», – говорит Анжела Царева.
Однако набрать вес в экспедиции получается редко. Калории после сытного ужина ученые могут сбросить в спортзале на борту. Или за работой в лаборатории. Частенько встряхнуться помогают штормы: один из них недавно настиг платформу в Баренцевом море. Волна была под шесть метров. Впрочем, полярники всегда в курсе, чего ждать от суровой Арктики. Ведь сами составляют прогноз погоды.
На Севморпути сегодня осадки: прогноз погоды для кораблей
Экспедиция не только собирает данные о климате, но и работает над метеосводками для трассы Северного морского пути.
Сегодня его называют ближайшим путем из Европы в Азию – хотя он проходит через пять морей. Он на 40% короче привычного маршрута, который проходит через Суэцкий канал. А значит – дешевле, если рассматривать расход топлива.
Однако на арктической трассе есть свои сложности – в первую очередь, экстремальные температуры, которые порождают эффект сжатия льдин. Это мешает судам сохранять скорость – а это важная коммерческая составляющая.
Поэтому ученые Арктического и Антарктического научно-исследовательского института собирают информацию о состоянии льда, его мощности и направлении движения. Все это передают судам, которые в сопровождении ледоколов штурмуют северные моря.
Именно полярники первыми «прощупывают» новые маршруты – сегодня они делают стратегический поворот на восток. Это, по планам, должно дать ответ на еще один важный вопрос: как организовать в Арктике круглогодичную навигацию. Пока она еще крепко завязана на погодных условиях.
Облаять смерть и не ходить поодиночке: правила работы в Арктике
У полярников в Арктике есть места, где плавучая обсерватория делает остановку. Это ледовые базы. Одна из них называется «Мыс Баранова». Она работает еще с 1986 года и расположена на одном из островов архипелага Северная Земля.
«Утро начинается в 8 часов с объявления радиста о погоде. Потом мы идем на завтрак, и каждый разбредается по своим домикам. У кого есть работа – кто-то едет на работу, а у кого сейчас ее нет – обрабатывает результаты своих измерений», – рассказывает гидролог Данила Рейх.
На ледяной корке измеряют характеристики снега: толщину водозабора, запас влаги. И… периодически скрываются от смертельной опасности: белых медведей.
«В моей первой экспедиции старшие товарищи по приезде сообщили мне, что, для того, чтобы стать настоящим полярником, нужно погладить белого медведя», – вспоминает ведущий специалист-ледоисследователь Василий Соломин.
Это типичный розыгрыш для новичка. Впрочем, несмотря на то, что здесь давно привыкли над всем иронизировать, поодиночке полярники никогда не работают.
Отгоняют медведей и станционные собаки. Этой весной хищника облаял пес по имени Рэм. Он, как и многие его четвероногие коллеги, родился на станции. Поэтому имеет такой суровый характер.
А что внизу глобуса? Говорит Антарктика!
ААНИИ – институт, который занимается проблемами Арктики и Антарктики уже больше века. На Южном полюсе тоже работают российские ученые. Они собирают климатические данные, но совершенно другого толка, – ведь полюса кардинально отличаются друг от друга, – а иногда находят и настоящие сокровища.
В отличие от Арктики, Антарктика – не полностью ледяная. Под километровыми толщами мерзлой воды – почва. До нее пока не добраться, но сейчас ученые исследуют древнейший на планете лед. Его российские полярники добывают на станции «Восток».
Она находится на высоте 3 488 метров над уровнем моря. Даже в таких отдаленных уголках у ученых есть постоянная связь с миром.
«Несколько лет назад появилась сотовая связь – это вообще для нас праздник. Мы в любой момент можем позвонить, нам могут позвонить. Мы как будто живем на большой земле», – поделился метеоролог станции Дмитрий Дрозд.
Замерзший пророк: зачем человечеству древний лед?
Самые ценные для науки образцы льда в Антарктике залегают вниз на несколько километров. И… абсолютно чисты. Содержат только вулканический пепел. По нему и устанавливают возраст находки: ведь, отправив частичку на анализ, можно выяснить, откуда этот осадок взялся – и уже обратиться к мировой истории извержения вулканов. Каждое – задокументировано.
Этой весной ученые ААНИИ добыли лед, которому более миллиона лет. Его привезли в Петербург. И теперь используют для реконструкции климата в прошлом. Частичку керна помещают в специальную установку. Она его… плавит. Но это и нужно исследователям. Нужная информация – в пузырьках доисторического газа, который, говорят, взрывается и шипит по-особенному.
«Теплее было, чем сейчас. Но важно понимать, что не было никогда таких скоростей потепления, как сейчас – и они практически полностью совпадают с периодом активного экономического развития общества», – сообщил директор ААНИИ Александр Макаров.
Но на «Востоке» этим не ограничатся: полярники уже заявили, что знают, где искать лед еще древнее – которому почти 2 миллиона лет. Он находится недалеко от станции в ледяном куполе.
Уходить из сурового региона, будь то Антарктика или Арктика, никто не собирается – несмотря на экстремальные условия работы. От нее, говорят экспедиторы, иногда, действительно, очень устаешь. Особенно по возвращению домой. Думаешь – больше ни ногой. А потом, через время, снова пакуешь чемоданы.
Ученые давно дали этому свое название.
Синдром полярника.