Войти в почту

Кислород на борту пропавшего в Атлантике батискафа закончился, как и надежды на спасение его экипажа

Режиссер фильма "Титаник" Джеймс Кэмерон уверен, что надежд на спасение экипажа пропавшего в водах Атлантики батискафа "Титан" больше нет. Он уже выразил свои соболезнования российскому ученому Анатолию Сагалевичу, который на протяжении десятилетий дружил с одним из пилотов субмарины французским капитаном Полем-Анри Наржеоле. "Он говорит, что твои друзья уходят один за одним. Он уже считает, что, в общем-то, дело кончено, я так думаю", - рассказал Сагалевич, на глубоководных аппаратах которого Кэмерон снимал голливудский блокбастер о крушении лайнера.

Кислород на борту пропавшего в Атлантике батискафа закончился, как и надежды на спасение его экипажа
© Российская Газета

Обстоятельства исчезновения батискафа не известны, но даже если не произошло его разгерметизации и экипаж выжил, то, согласно расчетам береговой охраны США, запасы кислорода на борту "Титана" иссякли в четверг в 7.08 по местному времени (14.08 мск).

В последние сутки в район поисково-спасательной операции, где продолжают работать военные самолеты, морские суда и аппараты с дистанционным управлением, ВМС США отправили комплекс Flyaway. Эта система способна поднимать объекты массой до 60 тысяч фунтов (чуть больше 27 тонн) с глубины более 6 км. Тем не менее, как отмечает экс-глава береговой охраны США адмирал Пол Цукунфт, вероятность успеха этой миссии сводится к нулю, а ее стоимость может встать налогоплательщикам в миллионы долларов.

Поиски "Титана" продолжаются, но, даже по самым оптимистичным расчетам, кислород на борту пропавшего аппарата закончился днем 22 июня

О прекращении поисково-спасательной операции не сообщалось. Единственной зацепкой же были некие повторяющиеся "грохочущие звуки", которые в предыдущие дни удалось зафиксировать пилотам канадского самолета "Посейдон" (P-8). Однако капитан береговой охраны США Джейми Фредерик считает, что все попытки определить природу шумов были "неубедительными".

Впрочем, нельзя исключать и того, что пассажиры роковой субмарины могли погибнуть намного раньше. Так, по одной из версий, высказанной профессором Сиднейского университета Стефаном Б. Уильямсом в статье для Scientific American, на борту мог случиться пожар из-за короткого замыкания. Эксперт Дэвид Галло в свою очередь заявил о возможном взрыве аппарата. В беседе со Sky News он пояснил, что для погружения к месту "захоронения" лайнера требуется два часа, в то время как связь с аппаратом оборвалась через час 45 минут после погружения. Галло считает, что ужасающая трагедия, вероятно, произошла в средних слоях воды. Есть версия о повреждении корпуса аппарата из-за возможной халатности инженеров компании, которые отказывались сертифицировать субмарину и экономили на материалах. Сообщается, что стены батискафа могли выдерживать давление лишь на глубине 3 тысячи метров (обломки "Титаника" покоятся на глубине 3,8 км), а иллюминатор и вовсе рассчитан на 1300 метров.

Инвестор OceanGate Expeditions Аарон Ньюман поведал в интервью CNN об особой спасательной функции субмарины. По его словам, детище компании должно самостоятельно всплыть на поверхность через сутки после погружения. Для вызволения из подводной тюрьмы аппарату необходимо сбросить балласт. Это могут сделать как члены экипажа, раскачивая устройство из стороны в сторону, так и сам "Титан". Такой вариант возможен в том случае, если субмарина не застряла среди обломков затонувшего лайнера. Только вот шансы на спасение все равно ничтожно малы. Дело в том, что даже при всплытии на поверхность вскрыть люк батискафа для поступления воздуха можно только снаружи.

Сама компания сделала все, чтобы снять с себя ответственность за возможную гибель клиентов. Как рассказал сценарист мультсериала "Симпсоны" Майк Рейсс, принимавший участие в одной из экспедиций OceanGate, перед посадкой на подводный борт необходимо подписать отказ от претензий. Только на первой странице смерть упоминается трижды. "Путешествие в транспортном средстве и вокруг него может привести к физическим травмам, инвалидности, эмоциональной травме или смерти", - говорится в документе, который обнародовала газета The Wall Street Journal.

Впрочем, пассажиры последнего рейса слыли известными любителями острых ощущений. Британский магнат Хэмиш Хардинг до роковой экспедиции к "Титанику" успел слетать в космос с компанией Джеффа Безоса Blue Origin и спуститься на дно Марианской впадины. Бизнесмен с пакистанскими корнями Шахзада Давуд бывал в Антарктиде и в африканской пустыне Калахари. На борту батискафа был также его сын Сулейман, который, по словам представителя семьи, увлекается чтением научно-фантастической литературы. Еще один член экипажа, акванавт Поль-Анри Наржеоле получил прозвище "Мистер Титаник" - в общей сложности он погружался к затонувшему лайнеру 37 раз.

А пилот субмарины и основатель OceanGate Стоктон Раш, как выяснилось, даже имеет родственные связи с пассажирами легендарного корабля. По информации The New York Times, его супруга Венди является праправнучкой Исадора и Иды Штраус, путешествовавших в первом классе "Титаника". Пара погибла, но вошла в историю, когда освободила свои места в спасательной шлюпке женщинам с детьми. Они стали прототипами героев Кэмерона, которые в разгар крушения лежат на кровати, пока вода проникает в каюту.