Фатальная неисправность: что произошло с батискафом «Титан» и есть ли у туристов шанс на спасение

По прогнозам экспертов, кислород на борту батискафа «Титан» закончится 22 июня в 14:08 по московскому времени. При этом точное местонахождение судна до сих пор неизвестно. «Вечерняя Москва» рассказывает о туристах, находящихся в батискафе, цели их погружения и причинах возможной катастрофы.

Фатальная неисправность: что произошло с батискафом «Титан» и есть ли у туристов шанс на спасение
© Вечерняя Москва

Цель погружения

На борту подлодки — пять человек. По данным СМИ, среди них британский миллиардер Хамиш Хардинг, один из богатейших людей Пакистана Шахзада Давуд со своим сыном Сулейманом и французский пилот-подводник Поль-Анри Наржеоле, гендиректор компании, организовавшей тур, Стоктон Раш. Сегодня выяснилось, что супруга Раша — праправнучка двух пассажиров, погибших на «Титанике» в 1912 году, она участвовала в трех экспедициях к обломкам лайнера.

А в американской компании OceanGate Expeditions, которой принадлежит подлодка, заявили, что целью нынешнего погружения был сбор образцов ДНК в районе «Титаника»: ученые планировали изучить бактерии, связанные с наростами на обломках.

21 июня самолет спасателей во время поисков батискафа зафиксировал акустическую обратную связь — звуки, напоминающие стук. Однако нет данных, что это именно шумы с подлодки. В воде звук распространяется на очень большие расстояния — со скоростью полтора километра в секунду.

Ранее СМИ писали, что на связь выходил Рори Голден, ирландский исследователь, который якобы тоже был на борту батискафа. Новость выглядела неправдоподобной: «член экипажа» судна, оставшегося без связи, пишет пост в соцсети? Позже выяснилось, что Голден не на глубине, а на судне «Полярный принц», с которого был спущен батискаф.

Реакция режиссера

Режиссер фильма «Титаник» Джеймс Кэмерон считает, что экипаж батискафа погиб. Он направил соболезнования ученому из России Анатолию Сагалевичу, другу пилота подводного аппарата Поля-Анри Наржеоле. Именно Сагалевич был создателем глубоководных аппаратов «Мир-1» и «Мир-2», которые применялись на съемках знаменитого фильма больше двух десятилетий назад.

— Джеймс знает о нашей дружбе с Полем. Он прислал соболезнования, уже считает, что дело кончено. Комментариев никаких не дает, так как тоже не знает, что произошло, конструкция аппарата ему не знакома, — прокомментировал океанолог.

Пилот был опытным

По словам Сагалевича, Наржеоле — опытный пилот:

— За плечами около 35 погружений на «Титаник». Я точно знаю, что Наржеоле сделал бы все, чтобы установить контакт. Этого не произошло. Шансов на спасение почти нет. Если предположить, что аппарат сразу пропал и сразу исчезла связь, то первое, что приходит в голову, — разгерметизация корпуса. В таком случае сразу люди гибнут.

Военный эксперт, капитан 1-го ранга в отставке Владимир Шигин сказал «Вечерке», что надежды на спасение экипажа лично у него уже почти нет:

— По-человечески очень жаль людей. Они в основном не подготовленные — физически и психологически. Когда человек нервничает, он дышит неровно и потребляет много кислорода. Возможно, что-то произошло с аппаратурой. Судя по тому, что они не могли всплыть, скорее всего, энергетика вышла из строя.

Эксперт ставит под сомнение информацию, что была обратная связь от экипажа.

— Учитывая круг поиска — тысячи километров, учитывая глубину почти в 4 километра, позитивный исход кажется нереальным, — продолжает Шигин. — Судно было не готово к этому.

Есть информация, что корпус изношен и имеет ограничение по глубине — 3 километра. По технике безопасности основной батискаф должны сопровождать спасательный батискаф и специально обученные аквалангисты, но этого, судя по всему, не было.

Шанс все-таки есть

Экс-командующий Северным флотом адмирал Попов, а также экс-командующий Балтийским флотом адмирал Валуев сообщали прессе: если в экономном режиме расходовать кислород, его может хватить не на 96 часов (которые уже прошли), а на 150.

ВОЗМОЖНЫЕ ПРИЧИНЫ

Мог случиться пожар на борту.Аппарат застрял в массивных обломках затонувшего «Титаника».Неисправность в системе воздушного вытеснения балласта не дает судну всплыть.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Василий Дандыкин, капитан 1-го ранга в отставке, военный эксперт:

— Глубина залегания «Титаника», к которому отправился батискаф, — около 3800 метров. Это достаточно глубокое погружение. Наши аппараты «Мир-1» и «Мир-2», которые использовались на съемках фильма «Титаник», сильно отличаются от «Титана»: могут погружаться на 6000 метров, забирать пробы грунта, проводить аварийно-спасательные работы, есть манипуляторы. А «Титан» — только для экскурсий, он активно эксплуатировался, был изношен. Скорее всего, неполадки возникли при погружении.