Публикация "Родины" дала нашему постоянному автору повод вспомнить о мужественном полярном исследователе
Добрый день, уважаемая редакция!
В "Родине" № 4 за 2022 года прочитала статью Василия Авченко "Исторический мостик "Двух капитанов" о трагедии арктической экспедиции Георгия Брусилова. В статье упомянуто, что из команды шхуны "Святая Анна" выжили только двое. Я хочу назвать их фамилии - штурман В.И. Альбанов и старший матрос А.Э. Конрад.
Тамара Комарова, старший научный сотрудник Красноярского краевого краеведческого музея
Каждый раз поражаюсь, насколько тесен наш мир. В Красноярском музее, где я работаю, хранятся подлинная фотография Альбанова и сундук, в котором когда-то лежали принадлежавшие ему бумаги. Сундук (небольшой, окованный железом) хранился у его сестры Варвары Ивановны. Перед смертью, в 1969 году, она передала его соседке, от которой он попал в Государственный архив Красноярского края. Узнав об этом, я сразу заказала транспорт и вывезла сундук в музей...
Валериан Альбанов, помощник капитана парохода "Обь". 1905 год.
Возможно, читателям "Родины" будет интересно больше узнать о судьбе незаурядного человека, коим, без сомнения, являлся Валериан Иванович Альбанов.
"Мерно, в ногу, одновременно покачиваясь вперед, налегая на лямку грудью и выпрямляясь, держась одной рукой за борт каяка, идем мы... Мало-помалу исчезает всякая мысль... Теряешь всякое представление о времени и месте... Как в забытьи, идем мы, механически переставляя ноги..." - это отрывок из автобиографической книги Альбанова "На юг, к земле Франца-Иосифа" ("Затерянные во льдах"), рассказывающей о трагическом походе через гибельные льды Северного Ледовитого океана части экипажа полярной экспедиции лейтенанта Г.Л. Брусилова (книга была издана в России в 1917 году).
Тот самый сундук знаменитого полярника.
Полярный путешественник и исследователь, Валериан Иванович Альбанов (1882-1919) прожил короткую жизнь, которая во многом так и осталась загадкой. В 1904 году, после окончания мореходных классов в Петербурге, штурман второго разряда проходит военную службу на корабле Балтийского флота. В 1905-м плавает на пароходе "Обь" помощником капитана по Енисею и Енисейскому заливу. В 1912-м знакомится с потомственным морским офицером Георгием Львовичем Брусиловым - и жизнь круто поворачивается.
План будущего начальника экспедиции - первое под российским флагом плавание через северные моря в Тихий океан (Северо-Восточный проход). В 1912 году Брусилов покупает в Англии паровую шхуну, переименованную в "Св. Анну"; шхуна была построена для плавания во льдах с тройной дубовой обшивкой корпуса. В состав экспедиции, кроме ее начальника, входили 22 человека команды, из которых профессиональными моряками были только пятеро. 10 августа 1912 года шхуна вышла из Петербурга.
В это время состояние льдов в южной части Карского моря было крайне неблагоприятным. 28 октября судно оказалось в ледяном поле, которое вместе со "Св. Анной" начало медленный дрейф на север. Этого никто не ожидал. Экспедиция начала первую зимовку. Через год за ней последовала вторая. Кончился керосин, в каютах стоял промозглый туман, не было мыла, а вокруг только льды и мрак полярной ночи.
22 января 1914 года Альбанов обратился к Брусилову с просьбой дать материал на постройку саней и кияков с тем, чтобы добраться до Земли Франца Иосифа и вызвать помощь. В запаян- ную жестяную банку сложили отчет Брусилова, копию судового журнала, метеорологические наблюдения, дневник самого штурмана и письма к родным всех, кто оставался на "Св. Анне". Эту банку в тяжелейшем пути берегли как самую главную ценность. 23 апреля вместе с Альбановым в дальний путь ушли 13 человек, трое вскоре вернулись, остальные погибли или умерли по дороге: кто-то уходил в разведку и не возвращался, проваливались в расщелины, кто-то терял силы, опускался на лед и оставался замерзать. Остановок для отдыха штурман почти не давал, заканчивалось продовольствие.
Шхуна "Св. Анна". 1912 год.
В концу третьего месяца в живых осталось двое - Альбанов и Конрад, которые дошли до мыса Флора и были подобраны "Святой Фокой" Георгия Седова.
Спасенные Альбановым документы представляли огромную ценность для науки. По этим материалам было открыто существование нескольких неизвестных островов в Карском море, сведения о течениях и многое другое. А изданный впоследствии дневник Альбанова, по словам полярных исследователей, - редкий и ценнейший человеческий документ, приоткрывающий завесу над возможными причинами арктических трагедий.
Что было потом?
В 1918 году возобновила деятельность Гидрографическая экспедиция Северного Ледовитого океана, возглавляемая Борисом Вилькицким. Альбанов был направлен в Красноярск, куда привез мать Анастасию Степановну и двух сестер. В должности гидрографа Енисейской партии опытного штурмана назначили на пароход "Север" помощником енисейского капитана К.А. Мецайка. На этом судне Альбанов ходил в низовья Енисея и Енисейского залива, промеряя глубины; в бухте острова Диксон делал топографические съемки небольших островов.
После навигации 1919 года Валериана Ивановича вызвали в Омск в Управление речным флотом. Несмотря на легкое недомогание, Альбанов отправился в командировку с намерением просить Верховного правителя А.В. Колчака организовать экспедицию для поиска "Св. Анны". Вернуться ему было не суждено. Даже смерть этого исключительного человека скрыта покровом тайны: по одной из версий, он умер по дороге от тифа, по другой - погиб при крушении поезда где-то под Ачинском.
Ему было 36 лет. Место захоронения полярного исследователя неизвестно...
Отважное, невероятно трудное путешествие по дрейфующим льдам поставило Валериана Ивановича в один ряд с теми героями, которые бороздили северные моря до и после него. В память полярного исследователя назван мыс на Земле Франца-Иосифа, ледник на Северной земле, остров вблизи Диксона. В 1972 году его имя получило гидрографическое судно. А судьба шхуны "Св. Анна" была положена в основу романа Вениамина Каверина "Два капитана".