Наука рынку не нужна?

Позиция экспертного сообщества сформулирована четко и однозначно. «Около 20 лет на Россию просто сыпались нефтедоллары. За счет этих средств можно было свести к минимуму зависимость от импорта с помощью новой индустриализации, - утверждает известный писатель-футуролог Максим Калашников. - Вместо этого правительство всячески поощряло закупку иностранных технологий и комплектующих, тем самым уничтожая собственную промышленность».

Наука рынку не нужна?
© Мир новостей

Для многих неравнодушных граждан очевидно, что речь идет о существовании нашей страны. Отечественную промышленность необходимо развивать, исходя из принципов протекционизма, налогами стимулировать бизнес, больше инвестировать в основной капитал и предоставлять дешевые государственные кредиты. «Если будут применены эти базовые принципы, то мы в кратчайшие сроки сформируем технологический суверенитет», - заявляют эксперты.

И тут громом среди ясного неба звучит информация о потере Россией - вдумаемся! - 50 тысяч научных сотрудников, знания, интеллект и энтузиазм которых работают сегодня совсем на другие страны. Возможно, даже совсем нам недружественные. Так и хочется воскликнуть: «Кто сделал это?!» И хотелось бы понять, кто теперь будет готовить наш технологический прорыв? Это же не китайское авто собрать из китайских же запчастей!

Увы, ответ далеко искать не надо. Недавно на Московском экономическом форуме - 2023 вице-президент РАН Владимир Иванов сообщил, что количество занятых в исследованиях и разработках научно-технического персонала неуклонно сокращалось и в 2000-е, и в 2010-е, эта тенденция продолжалась даже в 2021-2022 годах. Он напомнил: в 90-е годы был выдвинут тезис, что при ориентации экономики страны на экспорт сырья наука и технологии отходят на второй план. Безграмотные и наглые реформаторы кричали, что при таком обилии природных ресурсов Россия все купит за нефтедоллары, поэтому не стоит надрываться и изобретать велосипед. Именно этими никчемными МНС, пробравшимися во власть, была заложена сырьевая модель развития и свернуто финансирование великой науки, доставшейся от Советского Союза.

«Наука и образование должны перестать быть «сферой услуг», - подчеркнул вице-президент РАН В. Иванов. - Нужно обеспечить выпуск наукоемкой продукции за счет диверсификации ОПК, законодательно предусмотреть финансирование науки в объеме 2 процентов ВВП, как в развитых странах». Однако до упомянутых 2% сегодняшней России ох как далеко! Более того, в России в 2023 году на треть сократят реальные расходы на науку и исследования.

На заседании Совета Федерации вице-премьер Дмитрий Чернышенко озвучил расходы по госпрограмме «Научно-технологическое развитие РФ». В этом году общая сумма финансирования составит 1,2 трлн рублей. Из нее 559 млрд пойдут на научные исследования и разработки. Таким образом, в 2023 году российская наука получит от государства менее 1% ВВП. Израиль, по оценке ООН, на данные цели тратит 5,1% ВВП, Швеция, Бельгия и США - по 3,5% ВВП. И при таком раскладе очень сложно рассчитывать на наш технологический суверенитет.

«Программа по созданию 25 миллионов рабочих мест в области высоких технологий полностью провалилась. То есть эта программа не реализована, этих мест нет, - отмечает старший научный сотрудник Института социологии РАН Александр Прудник. - Почему же тогда уезжают высококлассные специалисты? Во-первых, потому, что их подготовили для работы в высокотехнологических отраслях промышленности, а их нет. А если нет этой технологической базы, то негде молодому специалисту реализовать себя. Что же при этом делать? Первое. Направлять ресурсы, которые выкачиваются из страны, не на финансирование зарубежных экономических структур, а в технологическое обновление промышленности России. А второе, перестать считать достойную зарплату для хорошего специалиста личным оскорблением для работодателя».

Сильно сказано, но верно! Эксперт считает, что молодые люди не подвержены телевизионной пропаганде и прекрасно видят, что социальные лифты в России сейчас не работают. Им понятно, что регионы России, за исключением Москвы, Подмосковья, Петербурга и еще нескольких городов-миллионников, стремительно деградируют. И где им искать применения своих сил и способностей? Вместе с мигрантами-дворниками? По данным социологов, каждый второй в России в возрасте от 18 до 24 лет мечтает эмигрировать из страны. Это очень тревожный показатель.

На днях состоялось общее собрание РАН. И там все эти темы были озвучены. Лучезарные улыбки выступивших с приветствиями вице-премьера А. Белоусова, первого зампреда Госдумы А. Жукова и министра науки и высшего образования

В. Фалькова быстро сменились напряженным выражением лиц, когда академики взяли слово. «Уже более трети века в нашей стране на развитие науки, образования, здравоохранения и культуры выделяется в два раза меньше финансирования в долях ВВП, - заявил чиновникам, уже ничего не стесняясь, научный руководитель Института океанологии им. Ширшова РАН Роберт Нигматулин. - Плюс еще вредительские реформы, которые все время от вас исходят. И это будет создавать серьезнейшие проблемы на ближайшее десятилетие».

ВИПы слушали с каменными лицами. Вроде как все понимали. Только изменит ли это что-то в состоянии российской науки?

Григорий Алексеев.

Фото: Pixabay.com