Что изучает графология и как определить характер человека по почерку
Детективные сериалы полнятся сценами, в которых въедливый сыщик по почерку восстанавливает психологический портрет его обладателя. С распространением мессенджеров люди мало пишут от руки, но графология (наука, изучающая связь почерка и характера) не перестает волновать умы. Разбираемся, что это за дисциплина и есть ли в ней хотя бы доля правды.
История графологии
Связь почерка и характера пытались установить чуть ли не с момента возникновения письменности. Еще Конфуций писал: «Бойтесь человека, почерк которого напоминает движение тростника, колеблемого ветром». Спустя века другой мыслитель, миллиардер и 45-й президент США Дональд Трамп заявит о себе как о почерковеде. «Я специалист по почерку. Почерк Джейкоба Лью (бывший министр финансов США. — Прим. ред.) показывает, что он очень скрытен — это необязательно плохо», — гласит его запись в Twitter от 14 января 2013 года.
Считается, что графология появилась в XVIII веке в Западной Европе в эпоху романтизма — тогда ценилось все связанное с душой, утонченные кавалеры писали письма с вензелями дамам. «Отец» литературы ужасов, американский писатель Эдгар Аллан По написал в журнал Graham’s серию статей, в которых унизил современников разбором их почерка. Так, почерк поэта и редактора New York Post Уильяма Каллена Брайнта По назвал «письмом обыкновеннейшего клерка, которого только можно было себе вообразить, взятым из ежедневника или бухгалтерской книги».
Но это были детские шалости. Как самостоятельная дисциплина графология оформилась в XIX веке примерно в одно время с психологией. Основателем первой считается французский аббат Жан-Ипполит Мишон, который придумал журнал «Графология: журнал автографов». К своему изобретению он подходил с религиозным пылом: «Графология оказалась новым инструментом для морального мира... который появился благодаря божественному вмешательству на пике материального прогресса».
Мишон колесил по стране с лекциями и выпускал книги, а под существование графологии подводил обоснование: почерк является отражением души, поскольку «пишущий вступает в спонтанную и свободную жизнь и хочет выразить свои мысли и чувства, не заботясь о написании букв». Этот подход привел аббата к ряду любопытных выводов: например, что люди, перечеркивающие букву «t» вяло, безвольны, перечеркивающие же твердо — смелы и настойчивы.
Потом эстафету перехватила Германия. Графологией заинтересовался Вильгельм Прейер — немецкий физиолог, который считал почерк «мозговым письмом». На его размышлениях сказалась мода на психоанализ: Прейер полагал, что мозг как физический орган делится на «сознательный» разум и «бессознательную» душу, которая и проявляет себя через мелкую моторику. На время графология ушла в сторону сугубо психоаналитических вещей: некоторые немецкие исследователи, например, считали, что сильный нажим при письме обозначает сильное либидо.
Постепенно графологию стали использовать в институциональных практиках. Какое-то время ее использовали, чтобы выявить психические заболеваний у преступников, а также при приеме на работу. Последнее, кстати, распространено и сейчас: источники свидетельствуют, что до 50% французских компаний требуют от кандидатов прохождения графологического теста.
Но потом наступил век доказательности. Исследования не выявили связи между психологическими чертами человека и его почерком. Графология как наука ушла на свалку идей к френологии (псевдонаука, утверждающая связь между психикой человека и строением его черепа. — Прим. ред.) и евгенике, но осталась в некоторых сферах жизни в усеченной форме.
Что изучает графология
В расцвет почерковедения в XIX веке несколько не связанных друг с другом специалистов принялись систематизировать знания. Затем их сопоставили уже более поздние знатоки письма. И обнаружили общие места. Если тяга к самоисследованию, несмотря на спорный статус графологии, в вас по-прежнему сильна, обратите внимание на следующие вещи.
Наклон. Говорит об эмоциональности пишущего. Наклон вправо означает открытость, доброжелательность и импульсивность. «Вертикальный» почерк без выраженного наклона говорит о сбалансированной, независимой и рациональной личности. Наклон влево — признак глубокого индивидуалиста, склонного к постоянной интроспекции и самоконтролю.
Размер. Графологи считают, что стандартный размер рукописной буквы — где-то 9 мм. Крохотный почерк обозначает низкую самооценку и интеллектуальность. Просто мелкий почерк — это спокойствие, внимание к деталям и высокая способность к концентрации. Крупный почерк обозначает уверенность и общительность. Сверхкрупный почерк дает владельцу истероидные черты — театральность и стремление постоянно быть в центре внимания. Учитывается также ширина букв: размашистый почерк указывает на открытую и доброжелательную натуру; ужимистый — на застенчивую и невротичную.
Нажим. Детектирует то, в каком настроении находится автор. Так, сильный нажим (можно пощупать «бугорки» с обратной стороны листа) говорит, что человек в момент написания испытывает стресс. Умеренный нажим («бугорков» нет) свидетельствует, что пишущий способен легко преодолевать трудности. Легкий нажим выявляет человека флегматичного и расслабленного, а вот почти отсутствующий указывает на вялость и неэнергичность.
Зоны букв. Пространство буквы делится на три зоны: верхняя, нижняя и средняя. Верхняя зона — там, где расположены петли букв «б» и «в»; нижняя — петли «у» и «д». «Высокие» штрихи в верхней зоне указывают на целеустремленность; размашистые — на человека с нереалистичными требованиями к себе; округлый — на наличие воображения и аналитических способностей. Завершенные нижние петли обозначают энергичность и подвижность; незавершенные — склонность избегать конфронтацию и миролюбие. Отсутствие петлей в принципе говорит о нетерпеливости.
Интервал между словами. Буквы в словах не соприкасаются — перед вами артистичная, свободомыслящая, но практичная натура. Буквы соприкасаются — человек не мыслит себя вне коллектива. Какие-то буквы связаны, какие-то нет — автор логичен, но не брезгует обращением к интуиции. Все буквы связаны — пишущий осторожничает по жизни.
Интервал между строками. Большое междустрочное состояние указывает, что человек на момент написания записки был расслаблен. Маленький пробел говорит о том, что автор строк любит быть в центре внимания, но давления на себя не приемлет.
Близость к полям. Если человек располагает запись ближе к левой стороне листа, он коллективист, которому близки традиционные ценности. Те, кто пишет ближе к правой стороне, — закоренелые индивидуалисты. Если текст «уплывает» вниз: вы столкнулись с импульсивным, но изобретательным человеком.
Почему графология — не наука
Принимать за чистую монету все написанное выше не стоит. Анализ характера по почерку может быть хорошей ментальной шарадой, однако избыточное увлечение им плодит эксцентричные мысленные находки. Так, Эрик Сингер, один из ведущих графологов XX века, в своем «Алфавите графолога» пришел к тезису, что перечеркнутая петля у буквы «g» указывает на «домашнего тирана, чьи действия вызваны сексуальной фрустрацией». Другой графолог, Андреа Макникол, внезапно предлагает вычислять клинических лжецов по «маленьким линиям внутри овалов» в буквах вроде «о» или «а».
Метаанализ 1982 года 200 графологических исследований показал, что почерковеды не в состоянии предсказать то или иное свойство личности по какой-либо из методологий. Следом в 1988 году было доказано, что графологические выводы не могут быть сопоставлены даже с результатами тестирования Майер-Бриггс (не слишком научное, но популярное тестирование, предлагающее анализ личности по восьми шкалам. — Прим. ред.). В исследованиях, в которых графологам было предложено описать автора письма, точность их предсказаний оказалась не выше, чем у респондентов с улицы.
Кроме того, почерковеды друг другу противоречат: несмотря на общие детали, способы интерпретации почерка в разных источниках не согласуются. У графологии нет ни общих положений, ни методологии, поэтому считать ее наукой нельзя. Сейчас Британское психологическое общество по уровню практической обоснованности сравнивает ее с астрологией.
Но не все так плохо. Иногда графология небесполезна при установлении пола пишущего. Также ее, как мы писали выше, используют в прикладных сферах. Например, в медицинской практике: там качество почерка оценивается при диагностике нейродегенеративных заболеваний — таких, как болезнь Паркинсона.
Также графология применяется в криминалистике. Почерковедческая экспертиза поможет понять, не подделана ли подпись на документе и в каком состоянии находился автор записки. Еще существует графотерапия — одна из методик психотерапии, которую часто назначают детям. Считается, что она хорошо выявляет мыслительные паттерны и уровень концентрации, поэтому поведение маленького пациента можно корректировать работой над почерком.
В целом графология выглядит так, будто будет еще способна удивить скептиков. Известно, что письмо — комплексный феномен, а даже короткая информативная записка вроде «ушел на обед» активирует многочисленные области мозга. Может быть, спустя века самопознания человечество решится начать делать выводы о потемках чужой души по буквам. Какие именно, покажет время.