Свердловский учёный Виктор Кузнецов первым исследовал рассекреченные документы об атомном проекте СССР на Урале

Уральский учёный Виктор Николаевич Кузнецов долгие годы работал на атомном предприятии в Лесном. Его научные исследования основаны на анализе рассекреченных документов и архивов. Он восполнил многие пробелы в историографии атомной отрасли и деятельности советских ученых-атомщиков на Урале, которые решали задачи государственной важности по ликвидации американской монополии на обладание ядерным оружием.

Также сделал несколько сенсационных исторических открытий, опровергнув многолетние заблуждения о политических личностях и событиях в России и на Урале.

Виктор Кузнецов, старший научный сотрудник Института истории и археологии Уральского отделения Российской академии наук, кандидат исторических наук, член-корреспондент Академии военно-исторических наук, рассказал ИА «Уральский меридиан», как развивалась его личная история и делался вклад в науку.

 Детство

– Родился в городе Кургане, в рабочей семье, – начал рассказ о себе Виктор Николаевич. – Мой отец всю свою жизнь проработал сварщиком, был передовиком производства, активным рационализатором. Мама тоже всю жизнь посвятила избранной профессии. Она медицинская сестра. Родители остаются для меня примером трудолюбия, порядочности и заботы о благополучии семьи. Именно они заложили тот фундамент, на котором я твердо стоял на ногах и продолжаю уверенно идти по жизни.

2009 год, с мамой и сестрой | фото: из личного архива Виктора Кузнецова

Крутой поворот

Еще в школе Виктор Кузнецов задумывался, кем стать, на кого идти учиться. В выборе будущего профессионального пути помог случайный совет.

– Однажды наш сосед посоветовал готовиться к поступлению в училище на «военного политработника», – вспоминает Виктор Николаевич. – Что это за специальность, ни мои родители, ни я не имели представления. Тогда в моей школьной жизни произошел крутой поворот. Я очень ответственно принял рекомендацию, стал усердно учиться, получил по итогам окончания школы в аттестате 9 пятерок. Видимо, в этот период у меня начали проявляться целеустремленность и желание достичь поставленной цели.

Виктор Кузнецов поступил и закончил Курганское авиационное военно-политическое училище. Учеба давалась относительно легко.

1980 год | фото: из личного архива Виктора Кузнецова

– На первых двух курсах я имел только отличные оценки по всем предметам, – делится Виктор Кузнецов. – Среди курсантов была здоровая конкуренция. На «отлично» учились многие, а 45 человек, включая и меня, получили по окончании училища диплом с отличием.

В закрытом городе

После третьего курса Виктор Кузнецов женился.

– Когда мой тесть предложил нам поехать служить за границу, я отказался, хотя имел право выбора места службы, как отличник, – отмечает собеседник. – Мой принцип был такой: «Куда Родина пошлет». Так и получилось. Родина отправила нас с супругой служить в 12-е Главное управление Министерства обороны, в закрытый город Лесной в Свердловской области.

1983 год | фото: из личного архива Виктора Кузнецова

В 29 лет он был назначен на должность заместителя командира отдельного батальона электротехнических средств заграждения и охраны в войсковой части. В том же году получил воинское звание майор.

1993 год | фото: из личного архива Виктора Кузнецова

По предложению сослуживца Виктор Кузнецов поступил в Свердловский юридический институт имени Р.А. Руденко, а через пять лет, в 1997 году, окончил уже Уральскую государственную юридическую академию с отличием.

– Учеба не была легкой, так как у меня в багаже были только общеобразовательные и военные знания и опыт, а о «гражданской» жизни я имел весьма смутное представление. Кроме того, выделить время на овладение юридическими знаниями было крайне затруднительно. Да и заботы о быте семьи не уменьшились – сын подрастал, – делится воспоминаниями Виктор Кузнецов.

Учился он с утроенной энергией, ибо, кроме него, в гарнизоне тогда никто не занимался правовой работой и не имел юридических знаний.

– Признаюсь откровенно, большинство учебных юридических дисциплин я зубрил, так как мало что понимал в новых для меня областях знаний, – говорит он. – Ведь дальше закрытого военного городка я редко где бывал, и большинство вопросов государственной экономической политики мне были непонятны. Особенно сложными для понимания были рыночные отношения, которые только начали тогда формироваться в стране.

Комбинат «Электрохимприбор»

После получения диплома Виктор Николаевич вернулся в расположение военного городка, где тут же получил предложение.

– Мне сообщили, что в ближайшем будущем освобождается должность начальника юридического отдела комбината «Электрохимприбор», – рассказал он о неожиданном телефонном звонке. – Я задал резонный вопрос: «А я-то тут причем? Я же нахожусь на действительной военной службе». Голос в телефонной трубке предложил из армии уволиться и перейти на освобождающуюся должность.

2003 год • Комбинат «Электрохимприбор» |фото: из личного архива Виктора Кузнецова

1 апреля 1998 года Виктор Кузнецов возглавил юридический отдел ФГУП «Комбинат «Электрохимприбор». А через год был назначен помощником генерального директора по правовым вопросам – начальником юридического отдела, и в этой должности проработал до 1 августа 2008 года.

Юриспруденция

В этот же период Виктор Кузнецов ведет и преподавательскую деятельность. С 1997 по 2008 годы он по совместительству исполнял обязанности доцента кафедры социально-экономических дисциплин филиала МИФИ в городе Лесном, преподавал студентам правовые дисциплины.

В 1999 году в Лесном открылось представительство Уральского юридического института МВД России. И с момента его открытия до 2007 года Виктор Кузнецов был его руководителем и преподавателем нескольких юридических учебных дисциплин.

При этом четыре года, с 2004 по 2008 год, был депутатом городской думы в Лесном. Проводил прием граждан, консультировал их по правовым вопросам, отвечал за правовой блок деятельности думы, проводил юридическую экспертизу проектов ее решений и постановлений.

Жизнь в науке

В 2000 году Виктор Кузнецов поступил в аспирантуру Института истории и археологии Уральского отделения Российской академии наук. С этого момента его жизнь стала проходить в научном поиске по теме: «История атомной промышленности и закрытых городов на Урале».

– Видимо, мне было уготовано судьбой в числе первых исследовать рассекреченные документы по тематике реализации атомного проекта СССР на Урале. С особым трепетом и волнением в числе первых я знакомился с ними. В областном челябинском архиве через документы общественно-политических организаций удалось создать представление о жизни закрытых городов Урала 40-х-60-х годов прошлого века. Это было определенной сенсацией, можно было собрать, как пазлы, картину этой жизни, – рассказывает он.

В течение трех лет Виктор Кузнецов написал и досрочно защитил кандидатскую диссертацию по теме: «Общественно-политическая жизнь в закрытых городах Урала – вторая половина 1940-х гг. –1960-е гг.».

В 2004 году ему присвоена ученая степень кандидата исторических наук и ученое звание член-корреспондент Академии военно-исторических наук.

Сенсация

Работая над документами постоянно попадала информация о деятельности заключенных исправительно-трудовых лагерей. После защиты диссертации Виктор Кузнецов задумался об исследовании этой темы.

– Следующая моя книга «Атомный проект за колючей проволокой» рассказывала о деятельности таких заключенных в городе Свердловск-45 (ныне Лесной), – вспоминает этот опыт Виктор Николаевич. – Книга получилась сенсационной. Оказалось, что заключенные жили в так называемом ГУЛАГе неплохо. Картина полностью изменила те постулаты, которые обосновал Солженицын. Репрессии и издевательства, ужасные условия – всё это было опровергнуто мной. Я первым в стране поставил под сомнение наличие массовых репрессий в СССР. Мои исследования доказали, что репрессии были только в 1937-1938 годах, когда во главе НКВД был Н.И. Ежов. После того, как НКВД возглавил Л.П. Берия, репрессии закончились. И Л.П. Берия впоследствии сделал все, чтобы в нашей стране появилась первая атомная бомба, ядерное оружие. И он был не сторонником массовых репрессий, а борцом с ними. И за время его руководства НКВД было освобождено 185 571 человек политических заключенных. И условия их проживания были совершенно другими, о чем я рассказываю в своих книгах. Не те картины, которые рисовали либералы, крикуны. Мне удалось доказать, что массовых репрессий не было. Особо опасных государственных преступников (шпионов, диверсантов и др.), осужденных в 1937-1938 годах, к моменту смерти Сталина было всего 221 435 человек, что составляло 8,76 % от числа всех заключенных и 0,12% от населения СССР. Их было меньше, чем в 1990-е годы в процентном отношении к населению страны. Академики жмут руки и говорят, что я прав.

Новый век

Богатый опыт и багаж юридических знаний привели Виктора Кузнецова в 2003 году в состав рабочей группы Росатома по подготовке новой редакции закона «О закрытых административно-территориальных образованиях».

Неоднократно он участвовал в парламентских слушаниях Совета Федерации, в Государственной Думе и заседаниях рабочей группы в Министерстве по атомной энергии.

С 2010 года Виктор Кузнецов работает в Институте истории и археологии Уральского отделения Российской академии наук. С 2013 года – старший научный сотрудник сектора политической и социокультурной истории России.

С 2008 по 2011 годы он был доцентом кафедры права Уральского государственного технического университета (УПИ), девять лет, с 2011 по 2020 годы, – доцентом кафедры гражданского права Уральского государственного экономического университета.

Наследие

За 20 лет, с 2003 по 2023 годы, у Виктора Кузнецова вышли в свет 22 монографии и более 120 научных статей по истории создания и развития закрытых административно-территориальных образований и предприятий ядерного оружейного комплекса на Урале. Они были опубликованы в центральных, региональных научных журналах и сборниках конференций России, а также в газетах.

Его труды вошли в число лучших научных книг России и стали национальным достоянием, их читают и изучают в 80 странах мира.

Так, монография «Ядерное наследие на Урале: исторические оценки и документы» (2017 г., написана в соавторстве с доктором исторических наук В.С.Толстиковым) стала победителем Всероссийского конкурса на лучшую научную книгу «Научная вертикаль-2018 года» (Санкт-Петербург) и лауреатом Всероссийского конкурса на лучшую научную книгу среди преподавателей вузов и научных организаций (Москва, Сочи), проводимого Фондом развития отечественного образования.

Лауреатами Всероссийского конкурса на лучшую научную книгу стали также монографии «Леонид Поляков: летопись жизни» о гендиректоре комбината «Электрохимприбор» (2018г.); «Борис Литвинов: грани личности» (2019 г.), «Во главе науки ядерного центра на Урале» (2020 г., написана в соавторстве с учеными Б.К. Водолагой и Н.П. Волошиным), вышедшие в серии «Национальное достояние России. Выдающиеся ученые Урала»; «Ядерный оружейный комплекс Урала: создание и развитие» (2021 г.).

За многолетнюю работу по популяризации атомной отрасли в 2023 году генеральный директор Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» А.Е.Лихачев наградил Виктора Кузнецова знаком отличия «За вклад в развитие атомной отрасли 2-й степени».

Его книги – это результат многолетних научных исследований, с доказательствами и аргументами. В некоторых монографиях количество сносок на источники достигает нескольких сотен. За каждый научный вывод и за достоверность материала ученый несет моральную ответственность перед читателями.

– Два года назад я передал на хранение в Государственный архив Свердловской области некоторые научные работы, переписку, фотодокументы и другие материалы. Они хранятся в фонде № 2906. Надеюсь, что моим потомкам они будут интересны, – резюмировал нашу беседу уральский ученый Виктор Николаевич Кузнецов.

Об уральцах, их судьбах, удачах и достижениях ИА «Уральский меридиан» рассказывает в спецпроектах «УрФО в лицах» и «Персона».