Колобок был курянином!
Централизованная система библиотек города Курска провела первый Межрегиональный фестиваль русской народной сказки «Добрыня». К мероприятию подошли креативно. Сотрудники библиотеки имени Ф. А. Семёнова встречали гостей в образах героев сказок – Царя, Царицы, Василисы, Алёнушки. А затем началось вполне серьёзное научное мероприятие: круглый стол, который соединил в онлайн и офлайн-форматах писателей, краеведов, историков и читателей. – Идея проекта родилась из международного проекта под эгидой ЮНЕСКО «Сказки красивого сердца», который открыл детям жанр сказки, – говорит доцент кафедры дошкольного, начального образования и коррекционной педагогики Курского института развития образования Ольга Барышникова. Золотая рыбка – первый кредитор О том, что русские народные сказки оказались своего рода пророчествами, помогли заглянуть в далёкое будущее, рассказала директор Муниципального бюджетного учреждения «Централизованная система библиотек города Курска» Светлана Новосельская. – Например, скатерть-самобранка – это прототип ресторана на дому, а золотая рыбка – прообраз кредитной организации, – уверена Светлана Анатольевна. – Сейчас дети рождаются с телефонами в руках, – отметил руководитель отдела религиозного образования и катехизации Курской Епархии протоиерей Олег Чебанов. – Но именно сказки показывают борьбу добра со злом. Чебанов предложил подумать подрастающему поколению над скрытым смыслом известных русских народных сказок. Например, почему Колобок попал в руки хитрой Лисы или почему черепаха Тортилла вручила ключик именно Буратино, а не воспитанной, но тщеславной Мальвине или не романтичному, но всем недовольному Пьеро? В обеих сказках, уверен священнослужитель, идёт отсылка к нашим корням. Буратино получает ключик не потому что, как он сам объясняет, «он обаятельный», а потому что любит Папу Карло и хочет нести добро людям. Колобок же, напротив, отрывается от своих корней, ещё и бахвалится при этом, и катится по наклонной плоскости, что приводит его ко всем известному финалу. И сказка, считает Чебанов, – напоминание об этом. Наследие нянюшки Один из проектов областного литературного музея – экскурсия «По страницам сказок Катерины Авдеевой», посвящённая знаменитой курской собирательнице народных сказок. Авдеева была родом из старинного купеческого рода. Замуж её выдали в 15 лет. Овдовев, женщина посвятила себя русскому фольклору. – Катерина Авдеева записала и так талантливо обработала 7 русских народных сказок, опубликованных в Петербурге в 1844 году иллюстрированным сборником под названием «Русские сказки для детей, рассказанные нянюшкою Авдотьею Степановною Черепьёвою», – говорит культурный организатор литературного музея Галина Конева. – Это «Колобок», «Петушок», «Волк и Коза», «Машенька», «Волк и Лисица», «Злая мачеха», «Медведь». Кроме того, она была автором трудов по домоводству, этнографии и ряда чрезвычайно популярных хозяйственных книг. В этом ей помогло глубокое знание и почитание традиций, быта среднего сословия русского общества и собственный жизненный опыт купеческой дочери. Таким образом, родиной Колобка вполне можно считать Курскую область. Не даром печёный Колобок претендует на то, чтобы стать одним из кулинарных брендов региона. Знаменитый русский лингвист Владимир Пропп назвал сказки, записанные Авдеевой, «первой подлинной записью из уст народа». А в 2012 году в Курской типографии были отпечатаны и выпущены семь ярких книжек сказок, упакованные в красивую папку-суперобложку: «Сказки раскраски. По мотивам «Русских сказок для детей» курской писательницы Катерины Авдеевой (Полевой)». От загадок до закличек Разумеется, собравшиеся вспомнили и о другом знаменитом сказочнике, имя которого также связано с Курской губернией – Александре Николаевиче Афанасьеве. Уроженец Воронежской губернии, сын уездного стряпчего, именно в Курской губернии он записал 15 сказок, в том числе «Гуси-Лебеди», «Крошечка-хаврошечка», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Морозко», «Сивка-Бурка», вошедшие в его сборник «Народные русские сказки» в 1855-1863 годах. Так что и их героев тоже вполне можно назвать курянами. Еще одно имя, которое специалисты не могли обойти в День русской народной сказки, – имя фольклориста, выпускника филологического факультета Ленинградского университета и любимого ученика Владимира Проппа – Юрия Ивановича Юдина. В годы своего преподавания в Курском педагогическом институте он неоднократно организовывал и возглавлял этноэкспедиции, помогающие углубиться в поэтику бытовой народной сказки. Их участники пополнили фонд курских народных сказок, песен, загадок. Яркие сказочные мероприятия в этот день проходили и на других культурных площадках. Так, в библиотеке имени Асеева в рамках проекта кафедры дошкольного, начального образования и коррекционной педагогики КИРО «Мастерская слова: зёрна добра и красоты» ребята сочинили коллективно сказку по картине, собирали из пазлов иллюстрации к детским произведениям известных авторов, вспоминали заклички (старинные песни, пришедшие из языческих времён). КСТАТИ Как предполагают историки, сказка появилась на Руси в X-XI веках. Изначально этот жанр был обращён ко взрослой аудитории. Это были истории, порой жестокие, с понятной моралью. Только в XX веке сказки стали относить сугубо к детскому жанру. Кстати, в XXI веке всё больше сказочников вновь рекомендуют свои произведения как для семейного прочтения, так и для взрослых. Вероника Тутенко. Фото из архива учреждений и фильма «Последний богатырь 2»