Сбой ПО таможни Турции лишил автоперевозчиков России конкурентного преимущества
Никто не может гарантировать возможность беспрепятственного прохождения транзита через территорию Турции, говорит Андрей Серебряков, руководитель отдела по работе с корпоративными клиентами «Канавара Групп».
«Стабильность работы программы зависит от многих факторов, которые выходят за рамки технического состояния и обновления информационных систем таможенных органов в Турции», – говорит он.
Удивительно, но заработавшая накануне Т1 – транзитная декларация в госсистеме оформления деклараций Турции – может выборочно не работать на определенном транспорте, к примеру, авиа, авто или в определенных провинциях. А проблем с оформлением транзитных деклараций для грузов, следующих морским транспортом, не возникает, говорит А. Серебряков. Между тем именно автоперевозки – самый востребованный вид доставки грузов из Турции в Россию, об этом РЖД-Партнеру говорит Вадим Некрасов, заместитель генерального директора по снабжению и логистике Юговского комбината молочных продуктов. Большегруз из турецкого Измира или Стамбула до склада временного хранения, размещенного в России, шел максимум дней за 12. Судно с грузом от Стамбула до Новороссийска идет недели две, а до Большого порта Санкт-Петербург и того больше, почти месяц.
«Автоперевозчикам нанесен оглушительный удар. Почему? Потому грузовладелец, конечно, несет дополнительные расходы из-за застрявшего контейнера в порту. Но его можно перенаправить или другим видом транспорта, или в другую страну. А вот автоперевозчик вынужден стоять и ждать и одновременно нести дополнительные расходы и за простой автотранспорта, и оплачивать простой водителя. Затрат, конечно, больше, и автоперевозчик, получается, работает в минус», – говорит Владимир Матягин, глава ассоциации «Грузавтотранс».
Сейчас автоперевозчики не могут гарантировать сроки доставки, а это значит, что они потеряли конкурентное преимущество. Теперь, чтобы вывезти груз из Турции, автоперевозчик указывает в документах в качестве пункта назначения не Россию или Белоруссию, а, например, Казахстан или Азербайджан, говорит Матягин. А столь сложная логистика увеличивает плечо в лучшем случае на тысячу километров.
«Да, грузы, которые на прошлой неделе не смогли покинуть Турцию из-за сбоя в программном обеспечении, стоят до сих пор. Знаю, стоит фура с запчастями. Как дальше будет развиваться логистика – непонятно», – говорит В. Матягин.