Кого и за что благодарят в Казахстане 1 марта?
Первого марта в Казахстане отмечают День благодарности. Кому и за что говорят «спасибо» в первый день весны граждане республики? Телеканал «МИР 24» спросил доктора политических наук, заведующую кафедрой Ассамблеи народов Казахстана евразийского национального университета имени Гумилева Наталью Калашникову.
«День благодарности» звучит очень созвучно известному американскому празднику «День благодарения». И все-таки, что празднуют жители Казахстана 1 марта?
– Как вы правильно отметили, 1 марта в ряде западноевропейских государств и в США отмечается День благодарения. Это семейный праздник, имеющий религиозную окраску. Ничего общего с праздником День благодарности он не имеет.
В 2016 году по инициативе этнокультурных объединений было внесено предложение об учреждении такого Дня благодарности. Соответствующий указ был подписан 15 января 2016 года. И первый День благодарности уже отмечался 1 марта. Я хотела бы сказать, что эта дата далеко неслучайна. Мы знаем, что 1 марта – день рождения Ассамблеи народов Казахстана. Поэтому глубокий смысл этого праздника – это, конечно, возможность выразить благодарность каждому казахстанцу, кто проживает на этой благодатной земле.
Получается, что это самый молодой праздник в республике? Насколько я знаю, главная идея праздника – принести дань уважения и благодарности народу Казахстана за помощь, оказанную тем, кто приехал на казахстанскую землю, в том числе не по своей воле? Первые такие переселенцы появились в начале ХХ века.
– Вы совершенно правы. Исконная история этого дня восходит к моменту, когда представители этнокультурного сообщества обратились в Ассамблею о таком празднике. Он имеет несколько грустную традицию, поскольку было огромное желание высказать слова признательности и благодарности казахскому народу, казахской земле, правительству, президенту Казахстана за то, что в начале 20-х годов казахстанская земля приняла очень многие народы, этносы несмотря на то, что сама была в очень трудной жизненной ситуации. Это касается вынужденной миграции, насильственной депортации. Мы знаем, что практически все народы Кавказа в довоенный и военный период были переселены в разные регионы Казахстана. И нужно сказать, что именно они в первую очередь были инициаторами этого Дня благодарности. Многие из них и сегодня трудятся здесь, приносят пользу нашему государству, участвуют в реформах. Это очень важно.
Второй, на мой взгляд, очень важный контекст Дня благодарности – научить молодежь благодарить за то, что они имеют сегодня. В этом плане сегодня и наша Ассоциация, и кафедра Ассамблеи народов Казахстана, и Евразийский университет запустили опрос: кому и за что я скажу «улькен рахмет»? Это говорит о том, что должны складываться особенности этого дня в мировоззренческом, в ценностном потенциале молодежи.
Судя по этим опросам, мы видим, что они благодарят, во-первых, главу государства, Министерство науки и высшего образования, своих преподавателей за то, что сегодня есть уникальная возможность получать образование в престижных вузах Казахстана, в том числе на грантовом обеспечении. Для нас очень важно, что такая организация, как «Ассамблея жастары», сегодня встречается во всех воинских частях, трудовых коллективах, в центрах, школах, колледжах, вовлекая молодежь разных этносов в сохранении общественного согласия и общенационального единства. Более того, мы должны научить нашу молодежь тому, чтобы они могли сказать «улькен рахмет» нашим аксакалам, старшему поколению, родителям, сказать «спасибо» друг другу. На фоне очень сложной обстановки, которая делит миропорядок на очень многие части, важно сохранение общественного согласия. Молодежь должна быть главным проводником этих идей.
Немножко еще о самом празднике. Я знаю, что у него есть несколько материальных символов. А что это за символы?
– Казахстан очень активно включается в ЮНЕСКО своими нематериальными ресурсами и памятниками. Конечно, и День благодарности имеет свои символы. Во-первых, это Тайказан – символ, в который вкладываются добрые дела по всему Казахстану.
Второй очень важный символ предполагает вложение финансовых ресурсов для оказания помощи больным детям и тем, кто нуждается.
Следующий очень важный символ хлеба и воду, которыми делились казахи в период, когда сюда прибывали миллионами, тысячами представители разных национальностей.
И, конечно, знаменитый материальный ресурс – курт. Мы знаем легенду «Курт – драгоценный камень», по которой в самые сложные времена женщины могли спастись от голода и смерти именно благодаря казахскому местному населению. Мы считаем, что это один из главных символов Дня благодарности.
Насколько этот праздник, на ваш взгляд, важен именно сегодня?
– Именно сегодня он приобретает особую значимость, поскольку нам нужно уметь сохранить ценностные основы казахстанского общества. Второе – не должна быть утрачена поколенческая связь. Третий очень важный компонент, на мой взгляд, – это сохранение общей исторической памяти.
На нашей кафедре АНК мы внесли в образовательную программу «Этнополитология» специальный предмет «Политика исторической памяти», где мы рассказываем и учим, какими механизмами и инструментами можно сохранять общую историческую память, и что делается государством для того, чтобы сохранялась память о вкладе этносов, о трагедии всех казахстанцев. Проводим мероприятия, которые бы это обеспечивали.
В первую очередь, мне бы хотелось сказать о работе государственной комиссии по полной реабилитации жертв политических репрессий, которая за 2,5 года наработала очень большой материал. Он был выстроен только на архивных фактах и устных историях. Этот проект – память во имя будущего.
Я хочу отметить, что не во всех государствах отмечается День памяти жертв политических репрессий. Более того, Казахстан выгодно выделяется на фоне других стран тем, что на месте всех лагерей периода Карлага и его отделений за счет государства построен и развивается музейно-мемориальный комплекс.
Мы в этот день говорим всем и друг другу: «Алгыз айту».