Новосибирское научное сообщество примет участие в разработке предложений по формированию уникальной российской идентичности
Мероприятие, организатором которого выступил Сибирский филиал Фонда развития гражданского общества, прошло в Новосибирске 28 февраля при поддержке министерств региональной политики и образования Новосибирской области. Участниками «круглого стола» выступили представители социальных наук из вузовской, академической среды, системы образования, органов государственной, законодательной и муниципальной власти, общественных организаций городов Сибири и Дальнего Востока.
Актуальность проблемы обозначил руководитель Сибирского филиала Фонда развития гражданского общества, доктор социологических наук Константин Антонов. По его словам сегодня целый ряд основополагающих теорий, концепций, категорий подвергается переосмыслению. «После распада СССР в России произошел нормативный импорт западной версии Модерна, которые были приняты нами на веру. Социально-политические теории и концепции были приняты, как универсальные. При этом российская естественная уникальность, имманентно присущая, игнорировалась. Однако вскоре стало возникать подозрение, что в универсальных теориях заложен чей-то интерес, и они использовались «держателями патента» в качестве механизма установления своего доминирования и гегемонии»», — отметил Константин Антонов.
Среди экспертов «круглого стола» — Виктор Мартьянов, кандидат политических наук, доцент, директор Института философии и права Уральского отделения, который в своей выступлении остановился на истории развития модели общества в различных странах, а также на современных конфликтах в научной среде по поводу выбора пути развития современного российского общества. «Мы попали в ловушку колониального мышления, когда отказались от собственных ценностей и быстро встроились в те понятийные догмы, которые предлагал западный Мейнстрим. Все понятия, которые мы сейчас используем для описания современности, находятся в рамках либерального консенсуса. Сейчас же мы осознали это и пытаемся определиться с ключевыми проблемами: кто мы, что мы хотим, каково наше место в мире», — пояснил Виктор Мартьянов.
Доктор культурологии, профессор Галина Паршукова остановилась на особенностях культурного кода, который регулирует исторические ценности и традиции, заложенные в российском обществе и передаваемые из поколения в поколение. И они работают, к сожалению, не на формирование российской идентичности, что на конкретных примерах показала Галина Паршукова.
Учитель высшей категории МАОУ «Гимназия №3», кандидат педагогических наук Анна Гуськова рассказала об особенностях работы современного педагога в реализации современных образовательных программ, которые преподавательский состав обязан донести до молодежи. А к этим программа накопилось очень много претензий. Так, только в курсе обществознания, который она преподает, содержится более 365 активных понятий, которые школьник должен знать. Это невозможно, к тому же, к большинству из этих понятий есть очень большие претензии – они оторваны от жизни, грешат схоластикой. Этот предмет должен способствовать формированию гражданской позиции, целостному представлению об обществе, но на деле не дает ожидаемых ориентиров. Нужно кардинальным образом менять содержание как самого предмета, так и программы его преподавания.
Во время дискуссии министр региональной политики Андрей Клюзов отметил, что при всем многообразии программ и заявлений системы интеллектуального обеспечения патриотической тематики нет. «Нет системы наработки смыслов, нет институтов, которые бы этим занимались целенаправленно. Все ситуативно», — отметил он.
В качестве предложения в итоговую резолюцию «круглого стола» Андрей Клюзов внес вопрос проведения регулярных мероприятий, связанных с коммуникацией научного сообщества и органов власти по всем актуальным вопросам формирования российской идентичности. «Воспитание патриотизма выходит за рамки ритуала, патриотизм находит отражение в действиях – в конечном счете – высшее проявление патриота – это способность совершить поступок за Родину. Нам нужен язык общения по этой тематике, отработанные категории, в которые люди поверят. Нужны инструменты, сгенерированные смыслы в коммуникации в обществе, их внятное содержание. Уверен, научное сообщество может нам в этом помочь», — отметил Андрей Клюзов.
Заместитель министра-начальник управления молодежной политики министерства образования Светлана Королькова предложила экспертам, представителям социальных наук из вузовской, академической среды включиться в работу по формированию предложений в методологию образовательных процессов, в том числе и связанных с содержанием политико-воспитательного процесса в современной школе.
Итоговые предложения экспертного сообщества в ближайшее время будут направлены в органы законодательной и исполнительной власти. «Ставить точку в дискуссии рано, но многочисленные идеи, озвученные на сегодняшнем мероприятии, лягут в основу конкретного документа», — резюмировал Константин Антонов.