От состава слез животных до мыслей робота: чем занимается сайнс-арт и для чего он нужен
"Компьютер знает чуть больше, чем мы"
На экране появляется изображение небольшой раскрытой книжки. На страницах написано:
"Смерть — это просто!
Однажды мы здесь, а когда-то — нет.
Мы рождены для одной жизни и одной смерти.
Будьте благодарны, что были здесь сегодня!
Вся жизнь важна, и важна жизнь каждого.
Ты не можешь сделать все сразу".
Книга — проект "Это просто" Полины Чернышевой, победительницы премии ASTA Award в номинации "Искусственный интеллект". На каждой странице — ответы на сложные вопросы, сгенерированные нейросетью, которая была обучена записывать кулинарные рецепты. Поэтому она отвечает не развернуто, а раскладывает все по полочкам, по пунктам, лаконично, коротко.
На экране, который транслирует ролик, появляется сама Полина:
"Нейросеть отвечает на важные жизненные вопросы, когда у самого человека ответов на них не находится, — объясняет художница. — Она была обучена на кулинарных рецептах и выдает информацию в формате стандартной инструкции, но можно заставить ее работать чуть иначе и спросить, каков же рецепт счастливой жизни, как прощать или как любить, как жить? Итоговые получившиеся инструкции — это некая эстетика ошибки, на грани человеческого и технологического. Где компьютер знает чуть больше, чем мы сами".
Победитель в другой номинации — "Нейробиологическое искусство", Иван Заславец рассказывает на церемонии награждения о своем проекте "Лаборатория боли, или к чему приводит "Овидий": о совместной работе педагога Российского государственного института сценического искусства в Петербурге и сотрудников Института мозга человека им. Н.П. Бехтеревой, которые изучали природу эмпатии во время работы актеров.
"Изучали, как актерский тренинг влияет на процессы коры головного мозга, ребята во время работы носили на голове специальные датчики, — поясняет Иван. — Есть и еще один смысл в названии проекта: "Лаборатория боли" — это открытки, в которых были записи анонимных людей, они писали о своей боли, проблемах, а актеры читали эти тексты. И тут мы в режиме реального времени наблюдали, как человек может пропускать через себя чужую боль, сопереживать другому человеку. Это стало одной из важных драматургических составляющих нашего перформанса".
Среди номинантов премии ASTA Award — художники, которые в лабораторных условиях вместе с биологами восстановили химический состав слез рептилий, птиц и млекопитающих (проект "Я другой" Софии Осбановой). Зрителям предлагают нанести эту жидкость на свою кожу, чтобы подчеркнуть — понять до конца другое существо невозможно, ведь животные в отличие от человека не могут выражать эмоциональное состояние через плач.
Кроме того, среди номинантов есть и художники, которые изучают строение почвы I века н.э. (Галина Алферова, Дарья Леконцева), а также исследуют возможности существования растительного зрения (Мария Мощенская, Вероника Призова, Сираж Фархан, Михаил Шалепо). Воспроизводят с помощью искусственного интеллекта голоса вымерших птиц (проект "В дебри" Даши Абзиль и Лены Бузуевой).
Для каждого лауреата организаторы премии подобрали индивидуальные награды. Почти во всех номинациях это образовательные курсы, возможность реализации проектов на известных площадках, консультирование профессиональной команды художников и ученых, кураторское сопровождение. Так, победители в номинации "Перформанс" смогут отправиться в Норильск, стать резидентами арт-резиденции PolArt — программы музейно-выставочного комплекса "Музей Норильска" по поддержке современного искусства, и создать оригинальный art & science проект, направленный на исследование контекста города.
Организаторы премии — команда фестиваля Geek Picnic и Центр Art & Science Университета ИТМО при содействии Президентского фонда культурных инициатив. Ключевая задача ASTA — поддержать студентов и выпускников российских вузов, работающих в области art, science & technology, и тем самым способствовать развитию и популяризации отечественного научно-технологического искусства. К конкурсу были допущены студенты и выпускники отечественных вузов, окончившие учебу не ранее 2013 года.
От Эйзенштейна к робототехнике и биологии
Сайнс-арт — не совсем то, что ожидают от определения "арт" поклонники академического, классического искусства, но, по мнению искусствоведа, куратора, члена жюри премии ASTA Натальи Фукс, это научно-технологическое искусство продолжает традиции художников начала XX века.
"В ХХ веке появился термин "абстракционизм", когда художники-экспериментаторы работали с новыми технологиями, в рамках авангардных практик. И тогда тоже многие не понимали, что они делают. Но уже тогда художники совмещали в своих работах разные дисциплины. Первые экспериментаторы от кино, такие как Эйзенштейн или Дзига Вертов, называли себя экранными художниками. Современное искусство — прежде всего концептуальное искусство, в определенном моменте в истории культуры произошел сдвиг, когда от реалистичных, буквальных, прямолинейных образов художники обратились к более абстрактным образам. Мышление человека трансформировалось, и мы стали воспринимать смысл произведений искусства через концепцию", — объясняет Наталья.
Ее коллега, руководитель магистратуры по Art & Science в университете ИТМО, член жюри премии ASTA Ольга Вад также считает, что сайнс-арт зародился очень давно.
"Мы можем вспомнить Леонардо да Винчи, который был не только гениальным художником, но и изобретателем, принципы его летательных аппаратов сегодня используются в авиации. Можно вспомнить композитора Александра Скрябина, которого считают создателем светомузыки. Его последователи, команда художников конструкторского бюро "Прометей" во главе с Булатом Галеевым, в 60-е годы ХХ века в Казани занимались теорией и практикой светомузыки. Создавали инструменты для светоконцертов, снимали светомузыкальные фильмы, реализовывали проекты по световой архитектуре города, поставили первый в СССР спектакль "Звук и свет".
Ольга Вад отмечает, что реализация масштабных проектов художников и композиторов экспериментаторов в СССР стала возможной благодаря поддержке государства.
"Композитор-авангардист и изобретатель Арсений Авраамов в начале 1920-х создал "Симфонию гудков", где вместо музыкальных инструментов мы слышим четко расписанные звуки города: бой курантов, сигналы машин, поездов, звуки моторов, фабричные гудки. Он демонстрировал свой перформанс в Москве и Баку, и это, конечно, потребовало огромной организации, без поддержки города он бы не смог выступить".
Сегодня арсенал художника шире, чем сто лет назад: он работает и с технологиями робототехники, VR, и с инструментами биолога, и с искусственным интеллектом. Практика художника направлена не только на совершенствование своих умений, но и на поиск новых средств выразительности.
"Мы окружены технологиями, чем занимается художник? — говорит Наталья Фукс. — Он занимается комментированием действительности. Иногда наоборот — фантазирует на тему нашего будущего. И он использует инструменты, доступные и адекватные сегодняшнему дню".
Зачем нам искусство с участием роботов
Искусственный интеллект — один из таких инструментов, считают искусствоведы, и не стоит его рассматривать как способ заместить труд и талант человека.
"Именно в номинации "Искуственный интеллект" мы получили больше всего заявок, — говорит Наталья Фукс. — Было довольно сложно выбрать лучшего, в итоге мы увеличили шорт-лист, так как хотелось больше работ отметить, у нас были жаркие дебаты, кому же дать приз".
Она отмечает, что художники продолжают искать новые материалы: умные ткани, новые типы гаджетов, которые помогут наиболее ярко выразить идею.
"На протяжении ста лет художники комментируют происходящее и ищут новые способы выражения своих идей, правильную интонацию, чтобы вызвать эмоции аудитории. Одна из главных задач художника — вызывать эмпатию и эмоции у зрителя, задавать вопросы, — говорит Наталья Фукс. — Это подсвечивание тем, на которые не обращают должного внимания".
Кроме того, по мнению куратора, научно-технологическое искусство несет большую образовательную функцию: художники, работая вместе с учеными и инженерами, глубоко погружаются в тему, фактически становятся в ней экспертами, чтобы потом в простой и понятной форме вплести ее в свой проект.
"Зачастую люди не имеют возможности познакомиться с теми или иными современными технологиями. Для обычного человека закрыт доступ в научные лаборатории, в корпорации. Научно-технологическое искусство часто использует результаты научного прогресса, которые в данный момент либо находятся в разработке, либо в начальной стадии активного использования самими разработчиками. Люди, которые приходят на выставки научно-технологического искусства, могут узнать много нового задолго до того, как эти технологии окажутся на рынке и о них напишут СМИ", — объясняет Наталья.
Поддержка молодых художников и ученых, экспериментаторов, которые работают в сайнс-арт, необходима для развития не только современного искусства в России, но и науки, и IT-технологий.
"Сложно быть в таких практиках удобным и понятным для всех, — говорит Ольга Вад. — Поэтому нужно особое внимание тем ребятам, которые только начинают свой путь в сайнс-арте. Поэтому медиация, популяризация имеет большое значение, важно объяснять и показывать, что это. Именно для этого создана премия ASTA".