Филологи и математики объединились для изучения особенностей мышления человека
Исследовать особенности мышления человека и его поведения в виртуальном пространстве под силу только команде ученых, представляющих разные научные дисциплины.
В Пермском государственном национальном исследовательском университете (ПГНИУ) междисциплинарные исследования в рамках этой темы на сегодняшний день сосредоточены в лаборатории социокогнитивной и компьютерной лингвистики филологического факультета, где свои усилия объединили лингвисты и математики вуза.
В частности, на филфаке исследуют поведение людей в виртуальном пространстве. Ученые изучают, как с помощью технологий VR люди общаются друг с другом и с искусственным интеллектом. Кроме того, с помощью виртуального пространства можно понять, как человек воспринимает, например, рекламные объявления. Для путешествий в виртуальном мире исследователи используют графическую платформу Unreal Engine, а также дорогостоящий VR-шлем фирмы Vive.
- Эти исследования дадут возможность создавать в будущем эффективные коммуникации с помощью технологий VR, - пояснил доктор филологических наук, профессор кафедры теоретического и прикладного языкознания Константин Белоусов. - Представьте, что учебный процесс в вузах может перейти в виртуальное пространство, где студенты видят образ преподавателя и образы однокурсников. В том же пространстве они могут общаться с искусственным интеллектом, облаченным для психологического комфорта в антропоморфный образ. Кроме всего прочего, виртуальная среда - это широкое поле возможностей для проведения тренингов. Нам важно сделать ее комфортной для пользователей, ведь пока еще они чувствуют себя в ней неуверенно.
Самое удивительное направление исследований ученых из лаборатории социокогнитивной и компьютерной лингвистики - изучение мышления человека. Ученые ПГНИУ с помощью электроэнцефалографии наблюдают за электромагнитными импульсами мозга человека в процессе его реакции на различные стимулы. Вниманию респондента, облаченного в шапочку с большим количеством датчиков, предлагают какой-либо образ или ситуацию, а потом считывают картину возникающих электромагнитных импульсов. Такие системы называются нейроинтерфейсами. По словам исследователей, когда они разовьются до достаточно эргономичного уровня, их можно будет использовать в быту. Громоздкую шапочку энцефалографа на голове заменит какой-нибудь красивый обруч, который станет своеобразным пультом управления.
Сейчас ученые собирают коллекцию паттернов (шаблонов), на ее основе в дальнейшем будет составлен своеобразный "словарь" реакций человеческого мозга на различные образы. Его можно будет использовать для коммуникаций человека и устройств. Например, чтобы силой мысли управлять транспортным средством, системами умного дома, умными протезами. Многие разработки в рамках данной тематики, безусловно, будут очень востребованы людьми с ограниченными возможностями здоровья.