Пока 600-страничным том в России не продается
В Российском исламском университете представили книгу "История ислама в России" — труд 22 авторов, включая редактора, ректора РИУ Рафика Мухаметшина. По его словам, работа над 600-страничным томом заняла всего два года, а в тексте удалось избежать "политиканства". Тираж книги — 1 000 экземпляров, она не поступит в продажу, а разойдется среди учебных заведений и библиотек. Детали — в материале "Реального времени".
Написанная на русском языке, книга издана в рамках мероприятий, посвященных 1100-летию принятия ислама народами Волжской Булгарии, при поддержке Министерства культуры РТ и московского Фонда поддержки исламской культуры, науки и образования. В мае на пресс-конференции в РИУ говорили, что планируют презентовать ее до конца года, но в итоге показали журналистам первые экземпляры только сейчас, часть тиража еще не добралась до республики.
Тираж книги — 1 000 экземпляров, она не поступит в продажу, а разойдется среди учебных заведений и библиотек. Впрочем, планируется, что ее выпустит и издательство "Наука" — уже для реализации. На вопрос, планируется ли электронное издание, Рафик хазрат, посмотрев еще раз в книге, кому принадлежат права, убедившись, что РИУ, отметил, что такое возможно.
В книге пять разделов. Первая часть рассказывает о распространении ислама на территории России, включая разделы о Волжской Булгарии, Золотой Орде, постордынских ханствах, Центральной России и Кавказе XVI—XX веков. Причем, уточнил Мухаметшин, информация дана "без политиканства". Среди авторов раздела — Денис Маслюженко из Курганского государственного университета и Илья Зайцев из МГУ.
Вторая часть посвящена образованию, джадидизму и реформам, богословию и суфизму. Здесь работали, помимо прочих, Евгений Хамидов из КФУ и главный научный сотрудник Комплексного научно-исследовательского института Вахит Акаев.
При этом Мухаметшин все-таки выразил свое мнение по поводу до сих пор популярной темы противостояния джадидизма и кадимизма, сторонников реформ образования и консерваторов.
— Вы мою позицию знаете. Мулла должен быть кадимистом. А джадидисты — это интеллигенция, — резюмировал ректор.
В третьей части говорится о духовных управлениях и собраниях, вакфе, строительстве мечетей и шариате в Российской империи. Ее писали, в частности, профессор Института международных отношений Айдар Хабутдинов и директор Института истории Радик Салихов.
Некоторые проблемы организаторы испытывали при определении круга авторов четвертого раздела, посвященного современной России (это темы права, мусульманских институтов и организаций, радикализма, мирного сосуществования). Примечательно, что отдельно на пресс-конференции слово Мухаметшин дал заведующему кафедрой религиозных дисциплин Саиду Шагавиеву, который писал главу о "неофициальном исламе", обозревая историю различных сект и исламистских движений.
Наконец, пятая часть говорит о духовной культуре — о книгах, прессе, музыке, шамаилях. Впрочем, уточнил Мухаметшин, эта тема в книге раскрыта не полностью. Среди авторов Резеда Сафиуллина-Ибрагимова, журналист, доцент РИУ и КФУ, и Рустем Шамсутов, кандидат искусствоведения, писавший диссертацию на тему "Искусство татарского шамаиля на рубеже XIX—XX вв.". Отметим, что работы многих этих ученых вы можете прочитать на нашем сайте.
На арабском книга выйдет весной. Для ОАЭ эта книга — часть проекта по изданию исследований о распространении ислама в неарабских странах — Китае, Индонезии, Малайзии. Также планируется издание в Лондоне на английском языке. По словам Мухаметшина, арабов книга поразила — сколько тем, ключевых точек.
Том выпущен на хорошей мелованной бумаге, по словам ректора, его себестоимость — примерно 2 000 рублей. Он выразил сомнение, что на татарском языке книга будет востребована, с учетом, сколько сил нужно будет потратить на перевод и печать, хотя среди присутствующих нашлись люди, которые хотят такую книгу прочитать.
При этом, по словам Мухаметшина, работа над "Историей" заняла немного времени, всего два года, во многом благодаря профессионализму авторов — пришлось поработать над текстами некоторых ученых помоложе, но в целом, гордо заявил редактор, он собрали лучших специалистов. Практически все они историки, это не богословская книга, а попытка дать объективные исторические данные.