Не партия, а сами работники должны обустроить жизнь
Второго января 1873 года родился Антон Паннекук. Он известен миру в двух ипостасях - как астроном и как теоретик общественного движения, основанного на самоорганизации работников - рэтекоммунизма (*Коммунизм рабочих советов, Rätekommunismus, Council communism).
Паннекук изучал математику и астрономию в Лейденском университете, куда поступил в 1891 году. Свою первую научную работу, «О необходимости дальнейших исследований Млечного пути», он опубликовал, будучи студентом. Несколько лет спустя, он закончил учёбу и начал работу в Лейденской обсерватории.
Он начал свою общественную деятельность в левом крыле немецкой социал-демократии, на позициях, близких к идеям Розы Люксембург. Позже стал одним из основателей немецко-голландского коммунистического течения, враждебного как большевизму, так и социал-демократии.
Паннекук выступал против Первой мировой войны. Будучи интернационалистом, поддерживал позиции Розы Люксембург в отношении массовых забастовок, направленных против войны во всех воюющих странах. Он основал в 1919 году вместе с Давидом Вейнкопфом, Германом Гортером и Генриеттой Роланд-Холст Голландскую коммунистическую партию.
Сначала он считал, что Русская революция в октябре 1917 года была революцией пролетарской и поэтому стал одним из пропагандистов про-московского ленинского III Интернационала. Но позднее, в 1921 году, он был из него исключен вместе со своим единомышленником Германом Гортером. Причиной стало то, что Паннекук выступил против работы в парламенте, против профсоюзов и против теории авангардной партии, призванной управлять работниками. Расхождение по этим трем ключевым вопросам исключали сотрудничество как с ленинцами, так и с социал-демократическим движением.
Политическое видение марксизма, разработанное Паннекуком, получило название рэтекоммунизма (коммунизма рабочих советов) поскольку он считал, что в рабочих советах - выборных и контролируемых регулярными собраниями трудовых коллективов органах самоуправления, порожденных революционными процессами, должна находиться вся совокупность принятия решений по вопросам управления экономикой и обществом в целом. В этом состояло отличие от партийных вариантов коммунизма, разработанных Лениным и Троцким.
Не партия, а сами работники, как полагал Паннекук, должны обустроить жизнь. Идейные группировки могут влиять на процесс принятия решений. Но само право принимать решения по ключевым вопросам принадлежит организованному в советысобрания рабочему классу (включая квалифицированных специалистов).
Паннекук считал, что коммунизм не может быть ничем иным, кроме как результатом революционного процесса, ведущего к развитию прямой демократии работников, в сочетании с обобществлением средств производства. Основой этого процесса он считал советы.
Что касается профсоюзов и работы социалистов в парламенте, он отвергал и то, и другое, поскольку выступал против компромиссов с существующей политико-экономической системой капитализма. Советы создаются в процессе забастовок, стремятся к максимальному развитию, а затем, как думал Паннекук, они берут под свой контроль заводы и целые страны (или, во всяком случае, он считал, что они несут в себе соответствующий потенциал). Он выступал за то, чтобы социальная революция работников стала всемирным процессом.
В СССР, по мнению Паннекука, сформировалась система государственного капитализма. Правящий партийно-чиновный аппарат государства владеет средствами производства - заводами и фабриками, одновременно контролируя армию и силы безопасности. Рабочие, нанятые на предприятия, подвергаются такой же эксплуатации, как и в других странах мира. Часть продукта, произведённого трудовыми коллективами, государство-собственник использует для развития промышленности, инвестирует в производство, другую часть тратит на свое привилегированное потребление, а оставшуюся часть отдает работникам в виде зарплаты и социальных услуг. Так же поступают и капиталисты.
В СССР нет власти Советов, настоящие выборы давно запрещены. За ширмой Советов скрывается диктатура все того же собственника-эксплуататора - государственного и партийного аппарата, чиновничества и верхушки правящей партии. Эти силы заинтересованы в сохранении своего положения собственников. Их рассуждения о коммунизме - только ширма для их реальных интересов.
Такие соображения вызвали яростную реакцию Владимира Ленина, вождя государства большевиков. Работа Ленина «Детская болезнь левизны в коммунизме» направлена именно против Паннекука и его товарищей.
Паннекук оставался марксистом, находя исключительно важными социально-экономические отношения. По его мнению, экономика, или точнее, способ производства, является базисом, из которого вырастает политическая и идеологическая надстройка (государство, партии, СМИ и т.д.) в классовом обществе.
Однако, его интересовали не только работы Маркса и его последователей, но также исследования Фрейда и идеи психоанализа, которые он находил важными для понимания общества, хотя и расходился с фрейдистами.
Что касается научной работы, Паннекук изучал структуру нашей галактики. Позже он заинтересовался природой звездной эволюции. Благодаря этим исследованиям он считается основателем астрофизики как отдельной дисциплины в Нидерландах.
Помимо теоретической работы, он также участвовал в экспедициях для наблюдения за солнечными затмениями и для проведения спектрального анализа звезд. В 1926 году он отправился в экспедицию на остров Ява с целью составления карты Южных созвездий. Он также интересовался историей астрономии. Его книга «История астрономии», была опубликована на голландском и английском языках.
Его работы по галактической структуре, астрофизике и истории астрономии принесли ему почетную степень Гарвардского университета в 1936 году, а также золотую медаль Королевского астрономического общества в 1951 году. Его имя – это эпоним астероида 2378 Паннекук и кратера на Луне. Он основал Институт астрономии при Амстердамском университете, который сегодня носит его имя.
История Паннекука - пример человека, который обладая большим талантом ученого и прекрасными карьерными возможностями, не превратился в сторонника существующей капиталистической системы, но выбрал радикальную оппозицию ей.
Однако переход на анти-капиталистические позиции не заставил Паннекука принять альтернативную систему иерархий, господства человека над человеком, будь то авторитарно устроенные партии, профсоюзы или общественный строй СССР.
Он всегда защищал принципы самоорганизации - прямой трудовой демократии. Эксплуатируемые работники, которые все время подчиняются начальникам, находятся в унизительном положении. Они могут быть в любой момент уволены или подвергнуться другим наказаниям. Они исполняют чужие приказы, отдают начальникам часть созданного коллективом продукта. Часто они получают гроши или теряют работу. Это нужно остановить.
Кроме того, люди не должны зависеть от прихотей рынка и менеджмента, от регулярных финансовых кризисов, конкуренции компаний. Работники должны вместе управлять предприятиями и организовать ассоциации, которые совместно станут планировать развитие общества, производство и потребление.
Вот главная идея Антона Паннекука: «Неважно, кто противостоит этим целям, - капиталист или партия, называющая себя коммунистической. Важно, что борьба за коммунистическое общество означает борьбу, направленную против всех этих сил. Диктатура пролетариата – это власть автономных пролетарских собраний, а не партийных и профсоюзных начальников».
Эти его соображения оказали огромное влияние на таких мыслителей, как Ги Дебор («Общество спектакля»), Рауль Ваннейгем, Корнелиус Касториадис, Клод Лефор и других, стоявших у истоков французской революции 1968 года - Красного мая.