Илья Гращенков: Именно феномен национализма сопровождал возникновение национальных государств после европейского феодализма
Накануне презентовал доклад о политических тенденциях в ЕС в котором видно, что на смену популистам и «левым» пришли не просто «правые», но именно национальные силы. Хотя в России к вопросу национализма относятся не совсем так, как в других странах. Мы долгое время формулировали социальную реальность крайне размытыми терминами.
Для кого-то само это слово не несет никакого негативного заряда, для других — напротив. В СССР реакционный тип национализма сопровождали определением «буржуазный». Но тонкое разделение между национализмами разглядели не все.
Где национализм ведет к расколу, а где наоборот — объединяет общество? Сегодня попросту приходится определяться с такими вещами. Не только Европу клонит вправо, популярность набирают политики-националисты в Средиземноморье и на Ближнем Востоке.
Является ли это угрозой? Или же это естественный ход вещей, реакция на мировой глобализм и насущная необходимость вспомнить о собственных национальных интересах? Интересную интерпретацию встретил у Михаила Ремизова.
Конечно, не могу согласиться со всеми тезисами, но интересна сама подача через глубокий контекст событий. В целом весь проект, в котором задействован ряд интересных спикеров, заслуживает внимания. Включая рассуждения об истоках национализма в Европе. Именно в таких вопросах важен исторический анализ.
Именно феномен национализма сопровождал возникновение национальных государств после европейского феодализма. Вчерашние баварцы и саксонцы должны были осознать себя новой общностью — германским народом. Иначе бы им не удалось ответить на вызовы эпохи.
И напротив, когда национальную карту пытаются разыграть в уже сформированном государстве, с опорой на отдельный его народ или часть общества, начинают развиваться опасные взрывные тенденции.
Опубликовано на Daily Moscow по информации из официального Telegram-канала автора.