Зачем понадобилось строить атомный ледокол «Ленин»
Совсем недавно, 22 ноября, спустили на воду атомный ледокол «Якутия», который по своим характеристикам превосходит все прочие суда подобного класса. Это показало, что России по-прежнему доступно высокотехнологичное производство. А началось все 65 лет назад, 5 декабря 1957 года, со стапелей ленинградского судостроительного завода им. Марти (Адмиралтейский завод) был спущен на воду первый в мире атомный ледокол «Ленин».
Это стало событием грандиозного масштаба, поскольку арктический флот впервые увидел судно, которое в корне решало многие проблемы. Отныне освоение Арктики, хоть и оставалось тяжелым делом, становилось привычной работой.
Могущество любой современной державы определяется по возможности создавать технологии недоступные другим. Россия, в результате политической турбулентности начала 1990-х годов и последовавших за этим экономических трудностей, заметно просела во многих областях. Но есть одна область, которая показывает, что ее потенциал все же находится на передовых позициях – атомная энергетика.
Здесь страна до сих пор остается ведущей мировой державой. А получилось так потому, что с самого начала был сделан упор на мирное использование атома. Конечно, военный ответ США и установление ядерного сдерживания были мощным стимулом, подстегнувшим исследования, не зря их начали еще во время Великой Отечественной войны. Но возможность получения энергии от атомных установок интересовала не меньше.
Еще даже не завершалось строительство первой атомной электростанции в Обнинске, которую запустят в 1954 году, а уже выходит постановление Совета Министров СССР от 20 ноября 1953 года, которое определяет необходимость постройки компактного реактора для надводных кораблей. Прежде всего, для нужд Арктики.
К этому моменту там уже были обнаружены огромные запасы полезных ископаемых, в Норильске начинается их активное освоение. Северный морской путь — самый короткий и доступный ко всей арктической береговой линии. Но обычные ледоколы имели запаса топлива лишь примерно на месяц. К тому же оно занимало треть от всего груза ледокола, что сильно сокращало его полезные объемы. Атомный ледокол может находиться в море более года и тратит всего 45 граммов ядерного топлива в день. Поэтому принимается решение – нужно строить мощный ледокол с атомным реактором.
Идея принадлежала академику Игорю Курчатову, которую он высказал еще в 1952 году коллеге Анатолию Александрову. После решения правительства главным конструктором был назначен Василий Неганов, а атомную установку проектировал коллектив под руководством Игоря Африкантова. Общее научное руководство осуществлял А. Александров.
Заложили корабль 27 июля 1956 года. Проект делали такие асы своего дела, что не возникло трудностей ни с конструкцией самого корабля, ни с созданием атомной энергоустановки. Самая большая сложность была с компоновкой – куда чего ставить. Феншуй тут категорически не подходил. Да и не подозревали про такое.
Поэтому определяли все на деревянных макетах. Если не разлеталось в щепки – можно использовать. Таким же путем потом установили руль. Штука была уникальная, а конструкция кормовой части необычайно сложная, в том числе и для защиты руля ото льдов. Чтобы не рисковать ни тем, ни другим вначале тоже установили деревянный руль. И как только убедились, что все подходит идеально, насадили основной.
Но надеялись не только на атомную силовую установку, хотя она в два раза была мощнее самого сильного на тот момент обычного американского ледокола «Глетчер» и составляла 44 тысячи лошадиных сил. Чтобы избежать ледяного плена была создана система балластов по бортам. Перекачивая его с цистерны по одному борту на другой, добивались раскачивания судна, и оно крошило облепивший его лед.
При этом ледокол сделали полностью автономным, там было все для полноценной жизни и работы людей. Помимо кают, были клуб, кинотеатр, салон отдыха, несколько столовых, а в кают-компании даже имелся камин. И целая поликлиника на борту с кабинетами терапевта, стоматолога, рентгенкабинет, операционная, лаборатория для анализов и аптека.
Имелась даже собственная легкая промышленность – обувная мастерская и ателье, механическая прачечная, чтобы держать все это в опрятном виде. Еще можно упомянуть бани, большое количество душевых. Хлебопекарня тоже была своя — никаких сухарей и заспиртованных, противных и горьких на вкус, булок.
И все это было отделано в самом шикарном стиле свойственном, скорее, для дорогущих круизных лайнеров. Даже все дерево использовалось только ценных пород. Связано это было с тем, что атомоход будет ходить и по международным водам, заходить в порты – за один рейс он вполне был способен выполнить задачи в Арктике, а потом сходить к Южному полюсу к Антарктиде.
А значит, на его борту обязательно будут иностранцы и ледокол должен был произвести впечатление не только своей мощью. Впрочем, тогдашний руководитель страны Никита Хрущев, не удержался и возил иностранных лидеров хвалиться ледоколом еще в процессе строительства. И, надо сказать, на них это производило впечатление.
И вот 5 декабря 1957 года, менее чем через 1,5 года с начала строительства, атомный ледокол «Ленин» был спущен на воду. Но это еще не означало окончания работ – вместе с ходовыми испытаниями они продлятся еще ровно два года. И этот этап не менее увлекательный – чего только стоит эпизод как судно с осадкой в 9 метров прошло по каналу глубиной в 7 метров. Флаг над кораблем будет поднят только 3 декабря 1959 года, и первый в мире атомный ледокол приступит к службе.