Popular science: чем грозят человечеству солнечные вспышки?

© FBM.ru

Малейшие изменения в космической погоде – то есть направленность солнечных вспышек – может привести к необратимым последствиям на Земле. Особенно в век электричества. Об этом пишет издание Popular science.

Ева Боткин-Коваски пишет, что солнце бурлит от тепла, поскольку термоядерные реакции в его центре производят большое количество энергии. Изо дня в день эта энергия отвечает за то, чтобы сделать Землю пригодной для жизни. Но иногда могут вспыхивать солнечные вспышки, посылая в космос высокоэнергетические частицы с максимальной скоростью. Если наша планета окажется на пути радиации, это может нанести непоправимый ущерб. Такие радиоактивные взрывы составляют то, что называют «космической погодой».

«Наша звезда на самом деле представляет собой огромную термоядерную печь. В его центре температура составляет от 15 до 17 миллионов градусов по Цельсию, и примерно 600 миллионов тонн водорода превращаются в 596 миллионов тонн гелия», — говорит Мадхулика Гухатхакурта, научный сотрудник отдела гелиофизики НАСА и ведущий научный сотрудник программы «Живой мир со звездой». “Каждую секунду эти четыре миллиона недостающих тонн превращаются в энергию — то, что мы видим как солнечный свет. Но «даже небольшое изменение в этой очень ненадежно контролируемой деятельности может иметь серьезные последствия для Земли», — объясняет она.

Хотя такие последствия случаются редко, спутники и технологии, основанные на электричестве и беспроводных сетях, особенно уязвимы. В 1989 году геомагнитная буря, вызванная мощной солнечной вспышкой, вызвала серьезное отключение электроэнергии по всей Канаде, в результате чего шесть миллионов человек остались без электричества на девять часов. В 2000 году извержение на Солнце вызвало короткое замыкание на некоторых спутниках и привело к отключению радиосвязи. В 2003 году серия солнечных извержений вызвала перебои в подаче электроэнергии и нарушила работу авиаперевозок и спутниковых систем. А в феврале 2022 года геомагнитная буря уничтожила не менее 40 спутников Starlink, когда они были развернуты, что обошлось SpaceX более чем в 50 миллионов долларов.

И если солнечная буря – это выброс звездной энергии в космос при взаимодействии с Землей и с помощью космического ветра, то извержения в виде солнечных вспышек – это выбросы корональной массы: любые изменения в этой деятельности могут вызвать полярные сияния. Такие вспышки света происходят, когда сильные солнечные магнитные поля, воздействующие на поверхность Солнца, взрываются, высвобождая огромное количество электромагнитного излучения на чрезвычайно высоких скоростях. Когда это излучение сталкивается с Землей, оно впрыскивает энергию в ионосферу нашей планеты. По словам ученой из НАСА, экстремальное ультрафиолетовое излучение Солнца может поляризовать частицы в ионосфере Земли, что может иметь каскадное воздействие на любые другие заряженные частицы поблизости, а это означает, что все, что использует электричество, находится под угрозой.