КМУ — 2022: «Нужно смотреть за горизонт и в перспективных направлениях»
В Сочи продолжается II Конгресс молодых ученых. 2 декабря эксперты обсудили взаимодействие молодых ученых и высокотехнологичных компаний. Почему молодых ученых сложно привлечь к работе в РАН и почему нести ответственность ученым и бизнесменам нужно совместно — в репортаже InScience.News.«Привлечение молодых ученых к работе в научных институтах, в институтах РАН — это проблема и вызов. Дело в том, что научные институты изначально не создавались как конструкторские бюро, которые должны решать задачи высокотехнологичных компаний», — отметил Илья Романченко, директор Института сильноточной электроники Сибирского отделения РАН. Илья Викторович рассказал, что несколько лет назад ушел из жизни академик Борис Михайлович Ковальчук, который являлся создателем ряда сильноточных ускорителей и импульсно-энергетических установок. Тогда в институте, по словам Романченко, возник вопрос: сможет ли кто-то продолжить исследования Ковальчука или придется отказаться от его разработок, а направление закрыть? Работа все-таки была продолжена. Андрей Жерлицын, молодой ученик Ковальчука, собрал команду из 40 человек, преимущественно — молодых людей. Сегодня они работают над крупнейшими проектами в интересах ГК «Росатом».Игорь Калганов, руководитель ИТ-холдинга «Т1», рассказал, что после ухода зарубежных компаний холдинг принял на работу 1500 человек. «Барьеры по импорту технологий стали более жесткими. Раньше мы могли пользоваться импортным оборудованием, технологиями, лицензиями. Тренд на импортозамещение раньше тоже был, но какой-то виртуальный. Сейчас ситуация иная: началась национальная технологическая гонка — нужно смотреть за горизонт и в перспективных направлениях», — сказал Игорь Сергеевич. Он также отметил, что сейчас возрастной ценз снижается и компания начинает вербовать будущих сотрудников уже со школы. «”Т1” выстраивает системную работу. В рамках новой стратегии мы будем открывать новые центры компетенций, новые кластеры, которые нацелены на высокотехнологичные отрасли. Через технологии мы сможем помочь стране занять новые ниши в том мире, где не только нефть ценится, но и данные», — заключил Калганов.Елена Шмелева руководит фондом «Талант и успех», который развивает центр «Сириус» в Сочи. Недавно в «Сириусе» был создан научно-технологический университет. По словам Елены Владимировны, «Сириус» должен решать задачи и показывать, как прикладное решение может менять качество жизни. Евгений Абакумов, директор по информационным технологиям ГК «Росатом», а также руководитель центра информационных технологий и искусственного интеллекта университета «Сириус», отметил, что «Сириус» стал инновационной точкой притяжения различных интересов и научных задач, которые решаются в стране. «Модель университета как научного центра должна задавать планку и держать ее», — уверен Абакумов.Андрей Бочков, генеральный директор «Газпромнефть — Технологические партнерства», поделился принципами, которыми компания руководствуется при работе с партнерами. Одним из них является совместная работа и совместная ответственность. «Мы поняли, что нельзя коммуницировать только на этапе постановки задачи, поэтому мы формируем совместную стратегию. Практически со всеми опорными вузами у нас есть утвержденная стратегия, которая описывает краткосрочные задачи, среднесрочные задачи и приоритеты. На защите стратегий присутствуют все руководители наших добывающих предприятий. Они также вкладываются и несут ответственность», — сказал Андрей Сергеевич. По его мнению, это справедливый и правильный подход, когда различные планы и концепции разрабатываются только совместно: предприятием и учебным заведением. Это снимает потенциально возможные претензии, которые связаны с отсутствием индивидуальной коммуникации, а также позволяет находить решения в формате мозгового штурма. Работа в связке ректор — топ-менеджер, по мнению Бочкова, гораздо более эффективная и человечная, чем использование административного ресурса.Очевидно, бизнес в целом и его стратегическая отрасль — высокотехнологичные компании нуждаются в квалифицированных кадрах. Но подготовка в образовательных учреждениях и требования рынка труда — это очень часто два мира с разными системами координат. Такая “непохожесть” дает студентам почву для сомнений в целесообразности получения диплома, что тоже не является приемлемым решением. Поскольку важность наличия фундаментальных знаний, как подчеркивали эксперты на сессии, никто не отменял. Поэтому тесное сотрудничество ключевых представителей бизнес-сообщества с университетской средой может сблизить эти структуры и поможет студентам адаптироваться к будущей профессии еще на этапе учебы.Автор: Елена ВоробьеваПодписывайтесь на InScience.News в социальных сетях: ВКонтакте, Telegram.