Мумию белокурого воина в саркофаге с климат-контролем привезли в центр Новосибирска
Мумию доставили в залы краеведческого музея в специальной машине с климат-контролем 28 ноября. Весь день хранители пазырыкского воина устраивали его на новом месте и проверяли показатели температуры и влажности в музейном зале. Выставка «Мумия. Воин Алтая» откроется в Новосибирске 1 декабря. Сам экспонат будут показывать только во время экскурсии.
Монтаж выставки – редкая возможность увидеть одну из главных находок новосибирских археологов без чехла из светонепроницаемой ткани. Под долгим воздействием света мумия с татуировками в скифско-сибирском стиле начинает темнеть. Фотографировать можно только без вспышек.
Кем приходится юноша принцессе с плато Укок
Стройного мужчину с золотистой косой и татуировкой на правом плече ведущий художник и реставратор института археологии и этнографии СО РАН Марина Мороз называет мальчиком. Как выяснили ученые, он умер и был забальзамирован в возрасте 20 лет. Нашли пазырыкского мальчика в шубе всадника с боевым чеканом и всеми атрибутами воина совсем недалеко от знаменитой принцессы Укока. Он был в такой же линзе из льда, которая обеспечила уникальную сохранность захоронения.
Юный воин не такой важный член пазырыкского общества, как сама принцесса Укок, которая сейчас хранится в Горно-Алтайске, считают ученые. Были ли они знакомыми или хотя бы современниками, неясно. Но это точно люди одной культуры, которая существовала на территории Горного Алтая 2,5 тысячи лет назад.
«Вячеслав Молодин, который нашел мумию воина в 1995 году, сделал вывод, что это представитель среднего сословия, если так можно сказать о пазырыкском обществе, – рассказала VN.ru главный хранитель музея института археологии и этнографии СО РАН Лидия Понедельченко. – Мы не можем достоверно сказать, кем он был. Обряд мумификации проводили при любом погребении, вопрос был только в том, насколько тщательно её делали».
Юношу забальзамировали тщательно. Одели и снарядили в загробный мир тоже по первому разряду. Огромная овечья шуба с хвостом, который воины использовали как седло при верховой езде, была не у каждого всадника. Она была надета прямо на голое татуированное тело мумии. Сохранились сапоги, головной убор с фигурками животных, боевой чекан и так называемые «вотивные предметы» – уменьшенные копии оружия, которые имеют ритуальное значение при захоронении.
Принцесса Укока, которая стала настоящей сенсацией в археологии и объектом поклонения для народов Алтая, была найдена на два года раньше пазырыкского юноши. Его упорно искали недалеко от первой находки.
«Я его доставала ручками своими, – говорит ведущий художник и реставратор института археологии СО РАН Марина Мороз. – Мы ждали этого. Было еще одно мужское погребение, там было очень много вещей, но тело не сохранилось, оно не было забальзамировано. А этого разрезали, набили травами и бальзамировали. И каждый раз, когда раскапывали курган с ледяной линзой внутри, академик Молодин говорил: «Сейчас появится лик».
После этой находки археологи еще несколько лет работали на Пазырыкских курганах, но больше никого не нашли.
Тайна смерти юноши-воина
В отличие от принцессы, которая была погребена в лиственничной колоде, юноша покоился на кровати. Что стало причиной смерти 20-летнего воина, ученые пока не выяснили. Никаких следов насильственной смерти и боевых ранений нет. 30-летняя алтайская принцесса также умерла своей смертью. Но, как установили специалисты, несколько месяцев до смерти она была практически прикована к постели. Диагноз мумии поставили с помощью современных медицинских методов.
«Мы её светили на томографе и узнали про неё все. У алтайской принцессы был рак груди, у неё была переломана шейка бедра. А мальчика пока только собираемся вести на томограф. Там проблема, как он туда войдет, но это обсуждается», – рассказывает Марина Мороз. Исследовать мумию собираются в томографическом центре Академгородка.
Ленин, Хо Ши Мин и алтайские мумии
Самая знаменитая из пазырыкских мумий – принцесса Укока — после нескольких лет изучения в Новосибирском Академгородке все-таки уехала на родину. Сейчас это главный экспонат Горно-Алтайского музея имени Анохина. Её показывают по особым дням в течение нескольких часов.
Новосибирские археологи до сих пор переживают эту потерю, тем ценнее для ученых мумия юноши-воина. Жители Горного Алтая на него пока не претендуют. Между тем, первые пазырыкские мумии, найденные на Алтае, много лет хранятся в одном из залов Эрмитажа. Они были найдены в первой половине 20 века и считаются наименее сохранными.
Только совсем недавно выяснилось, что почерневшие мумии из Эрмитажа также покрыты татуировками. Увидеть их можно только в инфракрасном свете. Татуировки юноши и принцессы не исчезли только благодаря новым технологиям раскопок, авиаперевозкам и специалистам по бальзамированию тела вождя социалистической революции.
«Когда мы только раскопали этого мальчика и увидели татуировки, кожа стала темнеть. Мы сразу же опустили его в могильную яму с вечной мерзлотой и держали его там до прибытия вертолета», – рассказывает Марина Мороз. Экстренная доставка с плато Укок до Новосибирска и потом в Москву, к специалистам института лекарственных растений помогла сохранить мумии.
«Во всероссийском институте лекарственных растений есть центр биомедицинских технологий, в котором занимаются мумификацией. Владимира Ильича Ленина они делали и других социалистических вождей. А тут у них была совершенно новая задача — древний экспонат возрастом 2,5 тысячи лет. И они взялись за эту работу. Целый год наш мальчик лежал в ванной, в специальных растворах его пропитали», – объясняет эксперт. Именно благодаря секретному раствору мумию можно показывать при комнатной температуре.
Как объясняют хранители музея, юношу раз в три месяца пропитывают снадобьем для профилактики. Лучше всего он хранится при температуре 18 градусов и влажности свыше 50%. На два месяца обеспечить мумии идеальные условия обязуются в краеведческом музее. Родной зал пазырыкского юноши в институте истории и археологии СО РАН пока закрыт на реконструкцию.
На временное место проживания воина доставили в специальной машине с климат-контролем. «Специально был изготовлен упаковочный ящик, мумию обложили специальным образом подушечками из микаленты, чтобы в случае резкого торможения содержимое ящика было плотно зафиксировано», – рассказывает главный хранитель музея СО РАН Лидия Понедельченко.
Увидеть мумию в центре Новосибирска можно будет до 2 февраля 2023 года и только во время экскурсии. Все остальное время саркофаг будет закрыт.