Арктические моря переносят более 13 млн тонн углерода в год в Северный Ледовитый океан

Ученые обнаружили новый путь переноса углеродистого материала из арктических окраинных морей в Северный Ледовитый океан. Они выяснили, что углерод приходит в океан из Баренцева и Карского морей с помощью океанических течений и «углеродного насоса» — биологического процесса, при котором водоросли переносят CO2 из атмосферы в глубоководье. Исследование опубликовано в журнале Nature Geoscience.В Арктике солнечного света часто не хватает — либо из-за полярной ночи, либо из-за ледяного покрова. Доступные источники питательных веществ там тоже скудны. Из-за этого микроводоросли, или фитопланктон, в верхних слоях воды имеют доступ к меньшему количеству энергии, чем их родственники в других океанах. Однако в ходе экспедиции ARCTIC2018 в августе и сентябре 2018 года на борту российского научно-исследовательского судна «Академик Трешников» в бассейне Нансена в центральной части Арктики ученые обнаружили большое количество твердых частиц — углерода, хранящегося в растительных остатках.Углерод на глубине до двух километров берется в океане из придонной воды Баренцева моря. Она образуется, когда зимой появляется морской лед, а затем холодная и тяжелая вода опускается и течет с мелководного прибрежного шельфа вниз по континентальному склону в глубокий Арктический бассейн.Ученые выяснили, как именно происходит появление углерода в водах. На поверхности океана одноклеточные водоросли поглощают CO2 из атмосферы и при выветривании опускаются в морские глубины. Как только углерод достигает глубоководья, он остается там до тех пор, пока поворотные течения не вернут воду на поверхность океана, что в Арктике занимает несколько тысяч лет. А если углерод оседает в глубоководных отложениях, то он может оставаться там даже на миллионы лет, поскольку высвободить его может только вулканическая деятельность. Этот процесс, также известный как биологический углеродный насос, может удалять углерод из атмосферы в течение долгого времени.«На основании наших измерений мы рассчитали, что благодаря такому переносу водных масс в арктические глубины ежедневно поступает более 2000 метрических тонн углерода, что эквивалентно 8500 метрическим тоннам атмосферного CO2. Экстраполяция на общий годовой объем показала даже 13,6 миллиона метрических тонн CO2, что по масштабам соответствует общим годовым выбросам Исландии», — рассказал Андреас Рогге, первый автор исследования, океанограф из Института Альфреда Вегенера, Центра полярных и морских исследований имени Гельмгольца.Шлейф богатой углеродом воды простирается от шельфа Баренцева и Карского морей примерно на 1000 километров вглубь Арктического бассейна. Ученые выяснили, что Баренцево море эффективно удаляет из атмосферы примерно на 30% больше углерода, чем считалось ранее. Более того, исследователи обнаружили, что отток углерода проявляется в виде сезонных импульсов, поскольку в прибрежных морях Арктики поглощение CO2 фитопланктоном происходит только летом.По словам ученых, путь переноса углеродистого материала требует дополнительных исследований. Понимание этого процесса необходимо для прогнозов глобального потепления.Автор: Мария ДенисенкоПодписывайтесь на InScience.News в социальных сетях: ВКонтакте, Telegram.

Арктические моря переносят более 13 млн тонн углерода в год в Северный Ледовитый океан