Что такое социальное время и почему оно иногда тянется, а иногда — летит
Время — это не только ценный ресурс, оно является еще и системой координат, которую человечество на протяжении десятилетий пыталось упорядочить и привести к единому виду с помощью часовых поясов, календарей и других инструментов. И все же нельзя сказать, что мы живем только в астрономическом времени, исчисляемом часами, минутами или годами. По мнению социологов, мы живем в социальном (или социокультурном) времени, которое конструируется вокруг социальных практик и событий. Рассказываем, что это такое и как движется такое время.
.marker { background: #FFE3E0; background: linear-gradient(180deg,rgba(255,255,255,0) 45%, #FFE3E0 55%); }
Что такое социальное время?
Социальное время — это концепция, созданная в 1937 году социологами Питиримом Сорокиным и Робертом Мертоном. Они обратили внимание на то, что человек живет не только в единой системе временных координат, таких как минуты, месяцы и годы, но и во временном пространстве, продиктованном социальными событиями и практиками. Один из примеров социального времени — такой конструкт, как «неделя». В большинстве стран неделя составляет 7 дней — так традиционно сложилось, хотя изначально количество рабочих и нерабочих дней определялось рыночной активностью в том или ином обществе. Уже ставшую классической семидневную неделю человечество получило от древних римлян, но в то же время древние майя применяли 13-дневную неделю, после Французской революции была введена 10-дневная неделя, а в 1931 году Совнарком СССР предлагал ввести шестидневную неделю. На этом примере видно, как пластична эта социальная конструкция, но это не единственный пример социального времени.
Социальное время неразрывно связано и с культурными практиками. У каждой социальной группы они могут быть свои, и понятны меры социального времени будут только членам группы, знакомым с практиками. Так, например, если европеец спрашивает вас о планах на пасхальные каникулы, он будет иметь в виду две нерабочие недели в середине весны, в то время как жители стран, где такая практика не применяется, могут и вовсе не понять, о чем речь и почему в течение двух недель магазины по всей стране работают по сокращенному графику. Точно так же в странах Южной Европы примером социального времени будет сиеста — дневной перерыв, приходящийся на самые жаркие часы, который является нормой для итальянцев и испанцев, но будет казаться абсолютно неприемлемым и непонятным немцам.
Еще одно важное отличие социального времени — наполненность событиями, которые определяют его качественные характеристики и позволяют людям ориентироваться во времени благодаря этим характеристикам. Так, например, можно сказать «двадцатые годы двадцатого века», и уже в рамках этого периода у различных социальных групп будут разные ассоциации: «ревущие двадцатые» для США, период НЭПа в России, период послевоенного кризиса в Германии и другие социальные обстоятельства, характеризовавшие именно этот период для целой страны или группы.
Как движется социальное время?
Границы социального времени отличаются от рамок, заданных астрономическим временем. Различные его периоды могут быть привязаны к большим событиям, затрагивающим все слои общества (как, например, период пандемии), но в то же время параллельно с большими периодами могут развиваться и другие — более или менее протяженные, помещающиеся в большой период или выходящие за его рамки, — например, период локдауна, период удаленки, время действия ковидных ограничений и период, когда они были сняты. И одновременно с этим могут происходить периоды, затрагивающие небольшие группы, практически или вообще не связанные с большим периодом. Так, для большого количества людей период локдауна в то же время был периодом, когда дети все время были дома. Или когда вместо совместных походов на концерты был дружный просмотр трансляций. А для кого-то важным периодом социального времени будут промежутки так называемого ретроградного Меркурия, в которые целые группы людей готовы отказываться от различных практик.
Социальное время насчитывает множество уровней, и на каждом уровне оно будет двигаться с различной скоростью. Эта характеристика определяется количеством событий, которые происходят в рамках того или иного периода. По мнению Сорокина и Мертона, чем больше событий в периоде социального времени, тем быстрее и насыщеннее он нам кажется. Верно и обратное: чем событий меньше, тем сильнее впечатление, что время остановилось. С этим «замиранием» столкнулись люди, которых застал врасплох локдаун в 2020 году. Хотя в этом вопросе определяющим уже становится индивидуальное время, то есть то, которое воспринимает сам человек.
Хотя концепция социального времени была в целом положительно принята профессиональным сообществом, активно цитируется и интерпретируется по сегодняшний день, она не заняла центрального места в социологии. Отношения человечества со временем до сих пор являются полем для обширных исследований культурологов, антропологов, социологов и философов, поэтому «социальное время» все еще остается одной из (хоть и достаточно убедительных) теорий.