Войти в почту

“Вопреки санкциям”: Россия строит ядерный реактор во Франции

“Вопреки санкциям”: Россия строит ядерный реактор во Франции
© FBM.ru

Во вторник, 1 ноября, российские специалисты в ядерной сфере осуществили отправку в ведущую страну Евросоюза Францию специально разработанное оборудование, которое является одним из ключевых элементов, необходимых для возведения самого крупного в современном мире Международного экспериментального термоядерного реактора (ИТЭР).

Об этом сообщает ТАСС непосредственно со Средне-Невского судостроительного завода.

Данная информация касается 200-тонной катушки полоидального поля российского производства PF-1. Именно эта катушка является одни из ключевых элементов запуска и дальнейшего осуществления поддержки термоядерного синтеза в создаваемом ИТЭР.

Как отметил на торжественной церемонии отправки катушки ведущий специалист и представитель государственной корпорации «Росатом» по международным и научно-техническим проектам Вячеслав Першуков, ранее упомянутая 200-тонная катушка является действительно уникальным инновационным решением для создаваемой международным сообществом термоядерной установки. Спустя 14 лет плодотворной работы, проект преступил к одной из стадий своего осуществления, что является действительно значимым событием как для научного мирового сообщества, для и всего человечества ввиду исторической и научной значимости данного события.

Девятиметровая PF-1 – одна из шести катушек полоидального поля, функционал которых в термоядерном реакторе заключается в поддержании происходящей термоядерной реакции и удерживании плазмы внутри самого реактора в точно заданном диапазоне. Как сообщила пресс-служба разработчика оборудования «НИИЭФА им. Д. В. Ефремова», изготовление еще одной катушки лежит в рамках ответственности китайских разработчиков, а оставшиеся четыре катушки, более крупного размера, должны быть произведены на территории Франции.

На оборудуемом международном экспериментальном термоядерном реакторе мировое научное сообщество планирует опробовать и в дальнейшем отработать новые технологии термоядерного синтеза, а также привести ее к возможности коммерческого применения. Теормядерный синтез, как процесс, является альтернативным вариантом использованию цпеной реакции на современных АЭС для выработки энергии, и имеет аналогию с процессами, проходящими внутри звезд. Если в дальнейшем нашим ученым удастся произвести данный процесс в земных условиях, то человечество, по факту, получит неисчерпаемый постоянно генерирующий энергию «вечный двигатель» и позволит избежать последствий чернобыльской катастрофы.

Однако проблема воспроизведения такого процесса заключается в колоссальной температуре (около сотни миллионов градусов), которая заменяет имеющееся давления на атомы водорода в «звезде», которую не сможет выдержать ни один «земной» материал. И именно для получения возможности обойти возникшее ограничение, еще советские ученые смогли изобрести так называемый токамак — «тороидальную камеру с магнитными катушками»: плазма внутри вакуумного «бублика» (тора) удерживается от соприкосновения со стенками благодаря магнитному полю.

В ИТЭР данного эффекта ученные планируют достичь путем использования шести катушек полоидального поля и D-образных катушек тороидального поля.

Отметим, что Россия является одним из ключевых научных основателей данного проекта, зародившегося еще в 1970-е, а в 1985-м получившего поддержку генерального секретаря ЦК КПСС Михаила Горбачева, президента США Рональда Рейгана и президента Франции Франсуа Миттерана. В 2013 годы, спустя долгий период разработки и проверки, был запущен процесс строительства комплекса реактора, а уже в 2020 году преступили к строительству самого реакторного и его основных элементов.

На сегодняшний день, на долю Россия приходится 9% стоимости всего сооружения. Среди членов соглашения по ИТЭР — Евросоюз (совместно с Великобританией и Швейцарией), США, Китай, Индия, Япония, Южная Корея. Также проекту помогают Казахстан, Австралия, Канада, Таиланд.

Работы по созданию проекта и строительству российской катушки PF-1 начались еще в 2008 году на Средне-Невском судостроительном заводе в Петербурге. В 2008 и 2015 годах совместно с НИИЭФА были проведены квалификационные работы по главным технологическим аспектам катушки. С 2016 года началось непосредственное производство оборудования. В этом году были проведены завершающие испытания транспортировочной рамы, упаковка катушки и подготовка оборудования к отправке.