Среди профессионалов считается, что скрипки, изготовленные Антонио Страдивари, воспроизводят музыку с такой чистотой, которой нет в современных инструментах. Считается, что особая обработка, использованная мастером 300 лет назад, придает им уникальный вид и звучание. Чтобы наконец найти истинные причины всех этих особенностей, химики сделали нанометровое изображение двух скрипок Страдивари. В результате им удалось обнаружить слой белкового материала между древесиной и лаком.
Предыдущие исследования уже установили, что под лаком на инструментах Страдивари действительно есть некое покрытие. Оно заполняет неровности и сглаживает древесину. Это, в свою очередь, влияет на резонанс дерева и звук, издаваемый инструментом.
Если выяснить, из каких компонентов состоит этот слой, можно воспроизвести покрытие и использовать его при изготовлении современных инструментов, приблизившись к оригиналу. В новом исследовании специалисты изучили состав слоя между древесиной и лаком в двух ценных скрипках – San Lorenzo 1718 и Toscano 1690.
Для этого исследователи использовали инфракрасную спектроскопию с преобразованием Фурье. Затем для анализа образцов была проведена сканирующая микроскопия ближнего поля с инфракрасным рассеянием (IR s-SNOM).
Было установлено, что этот слой, который присутствовал на обоих инструментах, содержит соединения на основе белка, которые агрегируются в наноразмерные пятна. Тем не менее, ученые не достигли окончательного решения загадки мастера. Необходимы дальнейшие исследования, чтобы разгадать рецепт таинственного слоя.